fbpx

Депутатский запрос Скляр Р.В. Среда, 01 сентября 2021 16:22

Заместителю

Премьер-министра

Республики Казахстан

Скляр Р.В.

Депутатский запрос

Уважаемый Роман Васильевич!

Практики эффективного государственного управления требуют системного управления рисками и угрозами, отработки их на ранней стадии. К числу масштабных угроз для развития Казахстана, создающих риски во многих сферах и отраслях страны, является изменение климата.

Это обосновывает необходимость разработки Климатической Доктрины Казахстана как программного документа по противостоянию последствиям глобальных климатических вызовов.

Климатическая группа ООН в 2021 году представила всеобъемлющий доклад о глобальном потеплении и изменении климата Земли. Выводы крайне неутешительны: климат претерпевает ускоренные изменения, каких не было сотни тысяч лет, часть из них уже необратима. При текущей экологической политике властей разных стран будут реализоваться катастрофические сценарии, которые предусматривают потепление на 2,7°C, 3,6°C или даже 5,7°C к 2100 году. Этот доклад – «красный код для человечества»,  заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

По заключению экспертов, глобальное потепление окажет существенное влияние на целые экосистемы, а также серьезно отразится на здоровье людей, системах жизнеобеспечения, продовольственной безопасности, запасах воды и экономическом росте в целом. Более 14 000 ученых из 150 стран призвали к немедленным изменениям политики в связи с климатическим кризисом. Этот призыв касается преобразовательных изменений. В первую очередь предлагается обобщить все научно обоснованные выводы сценариев климатических изменений и на этой основе выработать адаптационную стратегию - Климатическую Доктрину.

Казахстан – один из наиболее крупных источников выбросов парниковых газов в мире. Страна входит в топ-30 стран по объему выбросов. Интенсивность выбросов парниковых газов Казахстана составляет 0,57 тонн на 1000 долларов ВВП. Республика Казахстан находится на 11-м месте в мировом рейтинге стран по углеродоемкости ВВП, также входит в топ-15 стран по выбросам CO2 на душу населения. Выбросы парниковых газов в Казахстане в основном связаны с производством энергии: здесь сосредоточены 82% всех образующихся выбросов в стране.

Как известно, в Казахстане взят курс по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Однако для практической реализации этих стратегических целей в стране нет научно обоснованных моделей сценариев изменения климата и планов мер по адаптации.

Все это планы на будущее, однако негативное влияние меняющего климата – это угроза не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.

Показательны беспрецедентные масштабы лесных пожаров, вызванных климатическим потеплением в России. В 2021 году площадь лесных пожаров в России достигла 17,08 миллиона гектаров – это «рекорд» за последние девять лет (для сравнения – вся площадь земель, покрытых лесом, в Казахстане составляет 13,3 млн гектаров). Государственные органы РФ признают отсутствие адаптационных климатических планов и необходимых мер предотвращения катастроф и их последствия для экономики России, объем которой в 10 раз больше экономики Казахстана.

Сегодня в нашей стране неблагоприятные последствия изменения климата уже признаны в водном секторе, сельском хозяйстве, вопросах здоровья человека и состояния природных экосистем, сферах энергетики, транспорта и управления рисками стихийных бедствий.

Что мы видим на поверхности – это уже результат многолетних системных проблем, на которые ученые обращают внимание уже давно. Самый актуальный и яркий пример – массовый падеж скота в Мангистауской, Кызылординской областях. Трагическая картина для нации, имеющей исторически особое отношение к скотоводству. Но, к сожалению, тенденция климатических изменений такова, что нельзя гарантировать, что такого больше не повторится. Складывается такая климатическая картина, которая не сулит стране хорошего.

За последние 18 лет происходит неумолимое сокращение естественных ресурсов поверхностных вод Казахстана, водосбережение внедряется недостаточно быстро и эффективно. Между тем, по прогнозам Минэкологии, к 2040 году водопотребление вырастет на 56% и дефицит воды составит около 12 млрд кубометров воды. Мы уже чувствуем на себе эту проблему, дальше она будет ощущается все острее.

Нужны системные решения. Тем временем, Министерство сельского хозяйства не находит ничего лучше, чем обратиться к самому населению с призывом помочь пострадавшим регионам. Министерство заслуженно подверглось критике, но справедливости ради надо сказать, что проблему такого комплексного характера, как изменение климата, не может решить ни одно ведомство само по себе.

Проблема касается не только водных ресурсов. Сохраняется и продолжается опустынивание территорий Казахстана – это касается порядка 66% территории страны. Это только самые крупные, ключевые для выживания проблемы.

Казахстану необходим комплексный план действий – нужно решить, что и как делать, а до этого нужно провести полную оценку климатических рисков в наиболее уязвимых секторах: водное, сельское, лесное хозяйство и энергетика. И уже после, на основе этой оценки, учитывать и разрабатывать необходимые меры адаптации к изменению климата на национальном и местном уровне в отраслевых государственных программах.

Ключевой вопрос – уровень финансирования климатических факторов. С одной стороны, необходима аналитическая оценка влияния на экономику аномальных погодных явлений (засухи, пожары, паводки и т.д.) в долгосрочном периоде. С другой стороны, важен расчет необходимых финансовых ресурсов, направленных на меры по адаптации и восстановлению экологического ущерба. 

Бюджет Министерства экологии, геологии и природных ресурсов на 2021 год составляет 141,3 млрд тенге. Из этой суммы расходы заложены следующие:

- на стабилизацию и улучшению качества окружающей среды - 1,4 млрд тенге (1%);

- на сокращение выбросов парниковых газов – 134,3 млн тенге (0,095%); на содействие ускоренному переходу Казахстана к «зеленой экономике» путем продвижения технологий и лучших практик, развития бизнеса и инвестиций – 649,8 млн тенге (0,46%);

- на повышение доступности знаний и научных исследований – 3,95  млрд тенге (2,8%).

В то же время планируется:

- на услуги по координации деятельности в сфере экологии, геологии и природных ресурсов – почти 9 млрд тенге (6,3%);

- на целевые трансферты на развитие другим уровням государственного управления на проведение мероприятий – 3,14 млрд тенге (2,2%);

- на обеспечение рационального и комплексного использования недр и повышение геологической изученности территории – 12,12 млрд тенге (8,6%).

Если бы существовала выработанная адаптационная политика, то приоритеты бюджетного финансирования были бы совсем иными. Это еще одно следствие отсутствия Климатической Доктрины.

Принятые на сегодня планы и национальные проекты, в том числе «Жасыл Казахстан», «Концепция низкоуглеродного развития», «Проект по управлению водными ресурсами» и другие ставят разрозненные задачи и рассчитаны на ограниченные сроки реализации. Зачастую они преследуют интересы отдельных отраслей, бизнеса и социальных групп. Это результат того, что они разработаны без необходимого научного исследования и обоснования.

Как мы видим, ставки крайне высоки, промедление грозит как минимум критическими издержками. Зарубежные страны принимают национальные планы по адаптации к изменениям климата в увязке с долгосрочными Климатическими Доктринами. Например, в России принят национальный план адаптации к климату до 2025 года.

Казахстану также необходима разработка научно-обоснованного стратегического документа на долгосрочный период в   формате национальной Климатической Доктрины. В нашем понимании, Доктрина представляет собой единый документ, фундамент системы взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики, на принятие решений внутри страны и на международной арене по вопросам, связанным с   изменением климата и его последствиями.

В связи с изложенным депутаты Народной партии Казахстана предлагают Правительству:

  1. В условиях продолжающихся кризисных последствий изменения климата для экономики и природной среды разработать Климатическую Доктрину Казахстана.
  2. Решения в сфере сельского, водного, лесного хозяйства, сохранения биоразнообразия, энергетики и принимать на основании системного стратегического документа - Климатической Доктрины страны.

С уважением,

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:                                           

А. Скакова

А. Конуров

Ж.Ахметбеков

Ф.Каменов

Г.Кулахметов

А. Милютин

А.Паяев

С.Решетников

Е.Смайлов

И. Смирнова

Оглашен 01.09.2021 г.

suqaida2logo

Последние материалы

  • Как защитить крестьян от засухи?
    Как защитить крестьян от засухи? Костанайский филиал Народной партии Казахстана провел круглый стол по перспективам развития сельскохозяйственных товариществ и обеспеченности…
  • Проблемы регионов требуют решения
    Проблемы регионов требуют решения В Северо-Казахстанском областном филиале НПК обсудили новые возможности для решения региональных проблем, которые открылись благодаря…
  • Вопросы без ответов
    Вопросы без ответов Актив Павлодарского партийного филиала НПК обсудил вопросы и проблемы создания объединений собственников имущества (ОСИ).
  • Не хватает пастбищ
    Не хватает пастбищ В Алматинском областном филиале НПК прошли общественные слушания «Стратегия безопасности в сфере животноводства в Алматинской…
  • Пыль как экологическая проблема
    Пыль как экологическая проблема Мангистауский областной филиал НПК провел круглый стол «Проблема пыли на гравийных карьерах в Мангистауском районе».
© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS