fbpx

О строительстве в стране новых музыкальных школ и школ искусств Среда, 15 сентября 2021 11:18

Заместителю

Премьер-министра

Республики Казахстан

Тугжанову Е.Л.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Ералы Лукпанович!

Сегодня в Казахстане катастрофически не хватает детских музыкальных и школ искусств. Только лишь 1,3% из казахстанских детей школьного возраста охвачены детскими музыкальными школами и 1,9% ходят в школы искусств!

Ситуация такова, что вопросы развития дополнительного специального школьного образования оказались на периферии внимания как Министерства образования и науки, так и местных исполнительных органов.

Существующие школы переполнены, расположены в устаревших и неприспособленных зданиях или не имеют таковых, нуждаются в современных инструментах и оборудовании.

На 6 295 590 казахстанских детей, из них 3 909 000 – школьного возраста, в стране функционирует всего 159 детских музыкальных школ (из них 8 частных) и 127 школ искусств (из них 7 частных). Соответственно с охватом 51 486 учащихся в ДМШ (из них 665 в частных школах) и 74 704 обучающихся в школах искусств (из них 745 в частных). Это данные Бюро национальной статистики и МОН РК.  

По информации управлений образования городов Нур-Султан и Алматы, существует большая потребность в музыкальных школах. В столице такие школы нужны на левом берегу, в Алматы есть такая потребность в Алатауском, Науырызбайском, Жетысуском районах, где музыкальных школ не просто не хватает, их вообще нет. Также нуждается в собственном здании детская музыкальная школа №3 им. Прокофьева, расположенная в густонаселенном Алмалинском районе г. Алматы.

В целом, из 8 государственных детских музыкальных учреждений только 3 имеют собственные здания.

Расположение на базе общеобразовательных школ на сегодня не отвечает интересам обучающихся детей, учителей и родителей. Школы переполнены, некоторые учатся в три смены. В период обучения в условиях карантинных ограничений, разделения классов на группы, из-за нехватки помещений музыкальные школы обеспечиваются ими по остаточному принципу.   

Всего же в городе Алматы на 2 млн. официально зарегистрированных жителей функционирует 17 государственных организаций дополнительного образования, среди которых: один Дворец школьников, 7 районных Домов школьников, одна Школа искусств, 12 музыкальных школ, из них 4 частные. Это на 287 385 детей школьного возраста. 

В городе Нур-Султан на 1,2 млн. официально зарегистрированных жителей количество учреждений дополнительного образования – всего 11. Это 2 Дворца школьников, 2 школы искусств, 3 музыкальные школы, 1 художественная школа, 1 центр технического творчества, 1 центр детского и юношеского туризма, 1 детско-юношеский центр «Шығыс». Детей школьного возраста в столице – 193 152 ребенка.

Очевидно, что в этих городах действующих государственных учреждений дополнительного детского образования недостаточно.   

Аналогичная ситуация складывается в областях и районах страны. Так по информации МОН РК, в густонаселенной Туркестанской области функционирует всего 21 государственная музыкальная школа и школа искусств (с охватом всего 6 000 детей). А в Восточно-Казахстанской действует 33 аналогичные школы с охватом в 17 500 детей. При этом детей школьного возраста в Туркестанской области – 562 000, а в ВКО – 239 000. Помимо явного дефицита мест, это свидетельствует о диспропорциях в доступности и развитии дополнительного образования.

Частные кружки и секции полноценным решением не являются по трем причинам: в них значительно выше стоимость обучения и, в отличие от специализированных школ, зачастую отсутствует необходимая методологическая, инструментальная база и квалифицированный преподавательский состав. В большинстве областей страны частных детских музыкальных и художественных школ просто нет.

Для сравнения, по информации отечественных экспертов в образовании, в Российской Федерации, в городе Санкт-Петербург на 5,3 млн. жителей приходится 640 учреждений дополнительного образования, а именно: 452 – дворцы школьников и центры творческого развития, академии творчества и т.д., 45 – музыкальные школы, 113 – школы искусств, 30 – художественные школы!

В Казани на 1,2 млн. жителей действует 94 школы, из них 61 – музыкальные школы, 21 – школы искусств, 12 – художественные школы!

Очевидно, что фундаментом развития человеческого капитала страны является сфера образования, в особенности дошкольного и школьного, поскольку именно в этом возрасте в детях закладывается основа будущих способностей, навыков и шире – полноценной личности. Особенно важную роль на процессы формирования личности оказывает специальное образование – музыкальное и художественное. Сложно переоценить роль музыки и изобразительного искусства для человеческой цивилизации, для полноценного развития культурной сферы и всей страны. Гордостью Казахстана стали свои сложившиеся музыкальные традиции, художественная школа, деятели культуры и искусства, творческие коллективы, а их основой являются детские музыкальные и художественные школы.

Современные исследователи, рассматривая теорию культурного капитала, четко обозначают связь между культурным капиталом как стратегическим ресурсом (в формировании которого играют роль в том числе музыкальная культура и искусство) и социокультурным развитием, обеспечивающим динамику модернизационных процессов в обществе и стране.  

Значение же людей культуры и искусства играет огромную роль в построении передовой и конкурентоспособной нации.

Кроме того, детские музыкальные и художественные школы, школы искусств являются базисом и фундаментом построения креативной экономики. Сегодня Правительство и акиматы готовы тратить сотни миллионов и миллиарды тенге на развитие креативной экономики, пишутся концепции и красивые презентации, но без большого количества детей, которые сегодня обучаются музыке, рисованию, дизайну, развивают творческое и креативное мышление, завтра не получится достичь масштабного развития в этой сфере. Ситуация будет аналогичной сложившейся в отечественном спорте, где без массового детского спорта нет отечественных чемпионов, стабильно занимающих призовые места на международных соревнованиях и олимпиадах, а для быстрых результатов за большие деньги привлекаются легионеры-иностранцы. Где здесь национальные интересы?

Таким образом, строительство и развитие государственных детских музыкальных и художественных школ, школ искусств имеет мультипликативный эффект для нашей страны и нации, и должно рассматриваться как стратегическая задача.

Наравне с этим ключевой становится задача по возвращению детским музыкальным и художественным школам, школам искусств утраченного ранее статуса. 

В 2011 году в закон о лицензировании от 27.07.2007 были внесены изменения – все организации дополнительного образования без учёта специфики деятельности не были включены в реестр, после чего последовал отзыв лицензий.

До 2015 года педагоги дополнительного образования получали заработную плату наравне с педагогами общеобразовательных школ. Согласно приказу МОН РК от 29 января 2016 года №123 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих в сфере образования и науки», все педагоги дополнительного образования были отделены от реестра общеобразовательных школ, которые относятся к категории В2, и понижены на категорию В3, в которую входят вожатые, воспитатели, инструкторы по плаванию и т.д.   

Данный факт негативно отразился на заработных платах и моральном самочувствии педагогов преимущественно с консерваторским и художественным образованием, которое не уступало ни одному вузу и до последнего времени считалось престижным.

Недопустимо регулярное изменение статуса вышеперечисленных организаций и приравнивание их к секциям и кружкам дворцов или частных студий, где нет комплексного, полноценного обучения. Актуальны также вопросы сохранения имеющихся базовых дисциплин, традиций, статус выдаваемых аттестационных документов и их признание образовательными учреждениями следующей ступени, в том числе и зарубежными.

Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы и реализуемые в регионах Дорожные карты развития сети внешкольных организаций широкого профиля абсолютно не решают вышеуказанных проблем. Министерство образования и науки РК ситуацией в этой сфере не владеет и не смогло предоставить информацию по объемам финансирования, дефициту мест и потребности по регионам и в целом, планы по развитию действующих и строительству новых детских музыкальных и художественных школ и школ искусств.  

Депутаты фракции Народной партии предлагают:

1) Правительству РК – разработать и принять комплексную программу по строительству и развитию 100 новых государственных детских музыкальных и художественных школ, школ искусств во всех регионах страны до 2025 года. Приоритетами должны стать доступность и качество обучения для детей.

2) Школы должны быть спроектированы и построены, а также укомплектованы согласно современным требованиям в части акустики, освещения, коммуникаций, планирования, инструментов, оборудования, безопасности и т.д.   

3) Правительству РК – вернуть статус государственным детским музыкальным и художественным школам, школам искусств, сопоставимый со статусом общеобразовательных школ (с соответствующим финансированием обучения детей и оплаты труда педагогов). 

4) Правительству РК – в рамках государственного образовательного заказа на дополнительное образование и развития подушевого финансирования разработать меры стимулирования строительства частных музыкальных и художественных школ.  Обучение детей в них должно финансироваться из государственного бюджета. 

5) Министерству образования и науки РК – определить потребность и обеспечить через образовательные гранты в вузах страны необходимое количество педагогов в новые государственные и частные детские музыкальные и художественные школы, школы искусств. 

6) Министерству образования и науки РК – отработать вопросы сохранения имеющихся базовых дисциплин, традиций, статус выдаваемых аттестационных документов и их признание образовательными учреждениями следующей ступени, в том числе и зарубежными.

7) Министерству образования и науки РК – в кратчайшие сроки завершить внесение изменений в приказ Министра образования и науки РК от 22 мая 2020 года №219 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования» в части механизма и сроков приема и зачисления детей организациями дополнительного образования. Изменения обсуждались и были согласованы на совещании с участием депутатов Мажилиса, директоров музыкальных и художественных школ и вице-министра образования Кариновой Ш.Т. в июне текущего года. 

8) Правительству РК – запретить приватизацию музыкальных и других специализированных государственных школ и учреждений образования в Республике Казахстан.

Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»

Е. Смайлов

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Ф. Каменов

Г.  Кулахметов

А. Милютин

А. Паяев

С. Решетников

А. Скакова

И. Смирнова

Оглашен 15.09.2021г.

suqaida2logo

Последние материалы

  • Как защитить крестьян от засухи?
    Как защитить крестьян от засухи? Костанайский филиал Народной партии Казахстана провел круглый стол по перспективам развития сельскохозяйственных товариществ и обеспеченности…
  • Проблемы регионов требуют решения
    Проблемы регионов требуют решения В Северо-Казахстанском областном филиале НПК обсудили новые возможности для решения региональных проблем, которые открылись благодаря…
  • Вопросы без ответов
    Вопросы без ответов Актив Павлодарского партийного филиала НПК обсудил вопросы и проблемы создания объединений собственников имущества (ОСИ).
  • Не хватает пастбищ
    Не хватает пастбищ В Алматинском областном филиале НПК прошли общественные слушания «Стратегия безопасности в сфере животноводства в Алматинской…
  • Пыль как экологическая проблема
    Пыль как экологическая проблема Мангистауский областной филиал НПК провел круглый стол «Проблема пыли на гравийных карьерах в Мангистауском районе».
© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS