fbpx

О проблемах обеспечения жильем военных пенсионеров Среда, 22 сентября 2021 11:20

Первому Заместителю

Премьер-министра 

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Алихан Асханович!

Основополагающим принципом государственной политики Республики Казахстан в области экономического и социального развития является создание гражданам условий для достойной и качественной жизни.

Среди жизненно необходимых ценностей человека важное место занимают его жилищные права и государственная гарантия их реализации. Жилище всегда было и остается одной из базовых, фундаментальных потребностей человека.

В связи с чем вынуждены повторно обратиться к вам с депутатским запросом по вопросу жилищного обеспечения бывших военнослужащих, нынче пенсионеров.

С ответом Правительства по первоначальному нашему обращению не согласны, так как считаем аргументированного основания для отклонения запроса не имеется.  Доводы направлены только на объяснение норм закона, которые регулируют жилищные вопросы лиц, прослуживших 20 и более лет. Хотя наш депутатский запрос касался бывших военнослужащих, стаж которых не достиг указанных законом пределов, то есть меньше 10 и 20 лет. Если права уволенных в запас до 2013 г. и 2018 г. не ущемлялись, как говорится в ответе, и им было предоставлено жилье из государственного учреждения либо из коммунального жилищного фонда, то почему люди по сей день обращаются с этой проблемой? Информация о том, что людей с такой проблемой очень мало (20 человек), так же недостоверна, так как таких обращений с каждым днем все больше и больше. 

В ответе также говорится о том, что военнослужащие, уволенные в запас с 2018 г. и поныне, обеспечены жильем в полном объеме. Как раз этот факт и является дискриминацией и социальной несправедливостью. Ведь за бортом оказались люди, которые стояли у истоков становления армии, обучали молодежь, стойко переносили все тяготы переходного периода. Выходит, ученики получили достойное обеспечение, а старших товарищей, наставников оставили без заслуженного жилья. 

Кроме того, обмен жилья, регламентированный в ст. 98 Закона (применяется в отношении лиц, уволенных в период с 2013-2018 гг.) также показал на практике свою несостоятельность. При рассмотрении исков суды требуют согласие собственника на основании п.5 ст.101. Собственники в лице командиров воинских частей отказывают в даче согласия, ввиду отсутствия жилищного фонда. Также считаем, данные нормы противоречат нормам Конституции РК о свободном выборе места проживания. В связи с чем считаем необходимым внести изменения и дополнения в действующее законодательство РК, регулирующее жилищные вопросы данных категорий лиц, убрать требование срока службы для лиц, уволенных в запас до 2013 г. и до 2018 г. Для этого необходимо исключить нормы п.4 101-2 ст. и применять в отношении них нормы п.5 и п.6 ст. 101-2 Закона РК «О жилищных отношениях».

Согласно 77 ст.п.3пп.5 Конституции РК и ст.43 Закона РК «О нормативно правовых актах», закон обратной силы не имеет. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Из данного принципа следует, что в отношении лиц, ранее служивших, можно применить новые нормы, которые улучшат их положение, но никак не нормы, ухудшающие их положение, то есть устанавливающее для получения жилищных выплат и приватизации служебного жилища безвозмездно требование 20-ти и 10-тилетнего срока службы в календарном исчислении.

Также в ответе по вопросу необходимости внесения изменения в профильный Закон «О воинской службе и статусе военнослужащих» и исключении  п. 6; 6-1; 7 ст. 55 данного Закона говорится, что это приведет к социальной несправедливости в отношении лиц, реализовавших или планирующих реализовать свои права. Данные доводы так же считаем несостоятельными ввиду того, что нормы, улучшающие положение никогда не смогут создать несправедливость, тем более среди лиц, планирующих реализовать свои права. Поэтому мы настоятельно считаем, что данные изменения необходимы.

По вопросу использования понятия срока воинской службы в календарном исчислении при назначении жилищных выплат так же считаем ущемляются права военнослужащих, которые несли службу в правоохранительных органах и других силовых структурах. В письме говорится о том, что по данному вопросу были внесены изменения в профильные законы правоохранительных и специальных органов, но в последующем они были исключены ввиду нецелесообразности. Считаем, в данном случае в первую очередь должен учитываться интерес народа и его социальная защищенность, но такие меры, к сожалению, всегда относят к нецелесообразным статьям бюджета, тем не менее правильная расстановка приоритетов необходима.

До настоящего времени имеются семьи погибших (умерших) военнослужащих, необеспеченные служебным жилищем.  При этом пункт 2 статьи 101-9 настоящего Закона на них не распространяется, так как факт гибели (смерти) военнослужащего произошел до 1 января 2018 года. Поэтому доводы, отраженные в письме Правительства о том, что вопрос унаследования права приватизации жилья погибших военнослужащих полностью отрегулирован действующим законодательством, так же не соответствует действительности.

Согласно Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» отдельные положения и нормы настоящего Закона о социальном обеспечении военнослужащих распространяются на членов их семей, лиц, уволенных с воинской службы, а также членов семей военнослужащих, которые погибли, умерли, пропали без вести в период прохождения воинской службы или стали инвалидами в результате исполнения обязанностей воинской службы. Категория лиц среди бывших военных, не получивших жилье, - это инвалиды, люди, комиссованные по состоянию здоровья. Считаем, что в первую очередь необходимо исключить требование срока службы для этих лиц.

Согласно сложившейся судебной практике, до 20 августа 2015 г. многие военные пенсионеры, имеющие выслугу лет менее 20 лет, путем подачи исковых заявлений через военный суд реализовали свои права на получение денежной компенсации взамен жилья, и суды удовлетворяли иски. Затем иски перестали удовлетворять. Поэтому среди бывших военнослужащих есть категории лиц, которым были удовлетворены исковые требования первой инстанцией суда и они получили свои жилищные компенсации, но по решению высшей инстанции суда эти решения были отменены и сейчас они возвращают денежные средства в бюджет. В отношении них были применены нормы последних изменений законодательства, хотя должно было быть применено законодательство на момент их увольнения. Поэтому считаем необходимым по представлению председателя Верховного суда РК пересмотреть данные решения судов.

Также считаем необходимым рассмотреть вопрос пенсионных накоплений бывших военных, у которых были изъяты с пенсионных счетов средства в размере 50%. Им взамен была гарантирована выплата государственной пенсии, в итоге получилось так, что вышедшие на пенсию после 01.01.2016 г. не получают базовую пенсию до достижения ими 63 лет. Если бы изъятия этих сумм не было, пенсионеры могли бы использовать на покупку жилья свои пенсионные накопления. На сегодняшний день они и здесь терпят произвол.

В заключение, считаем актуальным внесение изменений в закон, регулирующий жилищные отношения бывших военнослужащих. Игнорирование данного вопроса ставит под сомнение социальность нашего государства в целом.

С уважением,

члены фракции

«Народная партия Казахстана»

Г.З. Кулахметов

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Ф. Каменов

А. Милютин

А. Паяев

С. Решетников

А. Скакова

Е. Смайлов

И. Смирнова

Оглашен 22.09.2021г.

suqaida2logo

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS