fbpx

О проблемной ситуации, сложившейся на топливном рынке Казахстана Среда, 06 октября 2021 12:06

Заместителю

Премьер-министра

Республики Казахстан

Скляр Р.В.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Роман Васильевич!

Фракция «Народная партия Казахстана» обращает внимание на то, что топливный кризис, который в настоящее время разворачивается в Казахстане, это не перебои на АЗС, а глубокий кризис в управлении отраслью.

Предпосылки перебоев с поставками и роста цен были видны в отдельных регионах еще летом, тогда же и прогнозировался осенний дефицит.

К сожалению, никаких системных решений по устранению рыночных дисбалансов и обеспечению долгосрочной стабильности поставок мы не видим, идет только констатация уже случившихся проблем.  

Последствия же ощутили на себе как население, так и бизнес. Нарастает социальная напряженность среди перевозчиков, которые не находят правильной реакции со стороны государства. 

Госорганы предпочитают не признавать дефицит, ссылаясь на общий достаточный объем остатков нефтепродуктов. Но автовладельцам и перевозчикам нужны не отчетные данные, а возможность свободно заправиться на АЗС.

Особо отмечаем, что проблема дефицита топлива и нестабильности цен на него является хронической. Долгие годы она объяснялась нехваткой производственных мощностей и зависимостью от импорта.

В этой связи три года назад завершилась дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающих заводов, в том числе за счет зарубежных займов в твердой валюте. Производство бензина удвоилось, выпуск дизтоплива вырос в 1,3 раза, что должно было полностью закрыть потребности внутреннего рынка.  По официальным данным, ресурсы нефтепродуктов формируются за счет собственного производства, но буквально на днях вице-министр Министерства энергетики заявил, что порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России.

На сегодня в качестве ключевой причины ответственные госорганы указывают дисбаланс цен и резкий рост потребления более дешевого казахстанского топлива иностранными гражданами и транзитным автотранспортом.

Иными словами, причиной дефицита и подорожания называется переток отечественного дешевого топлива в сопредельные страны. И тут же предлагается решение ситуации - закупить более дорогое топливо в России.

Такая парадоксальная экономика по принципу «продай дешевле, купи дороже» является следствием тупиковой политики на топливном рынке, отсутствием долгосрочной концепции.

Хотя государство по факту контролирует всю отрасль производства нефтепродуктов, оно не в состоянии своевременно управлять топливным балансом, прогнозируя изменения спроса. Всякий раз проблема решается в «пожарном порядке». При этом убытки потребителей топлива, равно как и косвенные потери экономики, никто не компенсирует.

Госорганы действуют привычными методами. Приказом от 1 сентября был запрещен вывоз бензина и дизтоплива автомобильным транспортом, но за исключением вывоза в бензобаках. То есть вопрос повышенного спроса со стороны зарубежных перевозчиков остается, хотя госорганы называют его основным.

Очевидно, что нет ни объективной картины происходящего, ни достоверного учета реального движения нефтепродуктов, включая фактические объемы экспорта, ни попыток хотя бы среднесрочного прогнозирования.

Фракция «Народная партия Казахстана» считает, что наличие природных ресурсов дает полное право, чтобы бесперебойные поставки нефтепродуктов по доступным ценам создавали преимущества для казахстанцев и отечественного бизнеса, позволяя снижать издержки.

Отмечаем, что вместо этого распределительная система выстроена так, что рынок нефтепродуктов создает постоянные системные проблемы и для экономики  и для социального самочувствия.

Считаем, что в данной сфере назрела кардинальная реформа, включая действующую модель поставок нефти на внутренний рынок по сниженным ценам, которая касается, по большей части, только отечественных производителей.

В этой связи просим сообщить, какие меры намерено предпринять Правительство для устранения системных дисбалансов на топливном рынке, недопущения перебоев с поставками и скачков цен.

Просим предоставить следующие данные:

  1. Какой объем топлива бензина и дизтоплива, с учетом вывоза автотранспортом, был фактически экспортирован в текущем году?
  2. Какие производители нефти обеспечили поставки сырья для нефтеперерабатывающих предприятий по сниженным ценам в текущем году?

Кроме того, фракция «Народная партии Казахстана» обращает внимание на деятельность мини нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ), в деятельности которых есть определенные проблемы и резервы для обеспечения страны топливом.

Как известно, на территории Республики Казахстан зарегистрированы и имеют паспорта производства 48 мини-НПЗ. Согласно паспортам производства заводов, мини-НПЗ имеют техническую возможность переработать 6,5 млн. тонн нефти в год, однако фактически в 2020 году переработано 415 тыс. тонн, что составляет около 3% от общего объема переработки нефти в стране.

На данный момент в Казахстане имеется 19 мини-НПЗ с заявленной долей выхода светлых нефтепродуктов порядка 50% (по паспортным данным).

Выработка востребованных видов нефтепродуктов на мини-НПЗ незначительная. Так как, технологические установки на мини-НПЗ не позволяют выработать больше светлых видов нефтепродуктов.

Так, мини-НПЗ отчитываются в адрес Министерства энергетики на основании «Правил осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов», при этом какой-либо административной ответственности за предоставление недостоверной информации мини-НПЗ не несут.

Кроме того, действующий порядок стандартизации продукции позволяет мини-НПЗ разрабатывать собственные стандарты организаций (СТ ТОО).

Так, собственники мини-НПЗ получают в Министерстве энергетики паспорта производства. Далее через аккредитованные лаборатории разрабатывают СТ ТОО, которые позволяет им производить из сырой нефти с различных месторождений широкий спектр нефтепродуктов, сопоставимых по параметрам с нефтью, бензином и дизельным топливом.

Отсутствие законодательных требований к глубине переработки нефти на мини-НПЗ и получению конечной продукции стандарта евро-4,5 используется для легализации неучтенной и похищенной нефти путем ее первичной обработки (фактически нефть) и получения «выдуманных» нефтепродуктов, которые беспрепятственно вывозятся с территории РК.

Для создания видимости производства нефтепродуктов 27 группы ТН ВЭД, не облагаемых налогами и таможенными сборами, мини-НПЗ также используют СТ ТОО с обширными физико-химическими параметрами (точка кипения, фракция, вспышка, плотность, фильтруемость, помутнение и т.д) либо исключают отдельные параметры, по которым идентифицируется нефть, бензин и дизельное топливо.

В этих условиях даже незначительная обработка нефти на мини-НПЗ (отделение легкой бензиновой фракции) позволяет указывать отбензиненную нефть как темный нефтепродукт и, соответственно, «обходить» процедуру уплаты экспортной пошлины при ее экспорте.

Отмечаем, что таким образом, фактически законно обходится запрет на вывоз дизельного топлива за пределы республики.

Учитывая отсутствие однозначных стандартов к получаемым мини-НПЗ нефтепродуктам и их спорную классификацию, процессуальное пресечение этой стадии теневого оборота нефтепродуктов также довольно затруднительно.

При этом отсутствие в Казахстане эффективного учета и контроля при вывозе нефтепродуктов на территорию стран-участниц Таможенного союза, позволяет вывозить нефть под видом нефтепродуктов и перерабатывать ее уже за пределами РК, а выработанные нефтепродукты реэкспортировать в третьи страны без уплаты таможенных пошлин.

Отсутствие таможенного контроля на границе со странами-участницами ЕАЭС позволяет недобросовестным собственникам мини-НПЗ и аффилированным с ними трейдерам осуществлять бесконтрольный вывоз углеводородного сырья в Кыргызстан с последующим реэкспортом в третьи страны (Таджикистан, Афганистан, Китай).

Кроме того, анализ вывозимой/экспортируемой продукции на соответствие продукции, заявленной в декларации, производит Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ). По нашей информации ЦТЛ не имеет в полном объёме испытательного оборудования для идентификации и классификации нефти и продуктов ее переработки (в данной области могут провести испытания только по 5-6 показателям из 20-25 заложенных в нормативной документации на продукцию).

Также отмечается дефицит квалифицированных специалистов в области оценки качества нефти, газа и продуктов их переработки. В этой связи процессуальное пресечение вывоза нефти под видом нефтепродуктов и запрещенных к вывозу бензина и дизеля также сопряжено с рисками принятия судебных решений в пользу организаторов и исполнителей теневых схем.

Для устранения отмеченных пробелов и недостатков фракция «Народная партия Казахстана» предлагает:

– на законодательном уровне предусмотреть обязательства по декларированию нефтепродуктов при их вывозе в страны Таможенного союза по примеру России, которая успешно применяет такую практику, несмотря на действие единой таможенной границы;

– на законодательном уровне запретить таможенное оформление нефтепродуктов без их декларирования;

– ввести обязательного требования к мини-НПЗ по выработке продукции, соответствующей стандарту евро-4, евро-5;

– регламентировать список нефтепродуктов с указанием физико-химических параметров (точка кипения, вспышка, плотность и т.д.), которую могут производить нефтеперерабатывающие заводы, с исключением «выдуманных» нефтепродуктов (СНО, ТДЖТ, бензин-растворитель, судовое топливо и т.п.) на основе мирового опыта;

– регламентировать на основе выработанного списка нефтепродуктов объемы их вывоза/экспорта через определение размера экспортных пошлин;

– внесения изменений в Закон «О государственном регулировании производства и оборотов отдельных видов нефтепродуктов» в целях урегулирования вопросов контроля качества, сферы ответственности уполномоченных органов в данной области.

Просим рассмотреть депутатский запрос и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:                                

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Ф. Каменов

Г. Кулахметов

А. Милютин

А. Паяев

С. Решетников

А. Скакова

Е. Смайлов

И. Смирнова

Оглашен 06.10.2021 года.

suqaida2logo

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS