fbpx

О реформах в сфере трудовых отношений в Казахстане Среда, 26 января 2022 10:26

Премьер-министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Алихан Асханович!

Казахстану необходима полная перезагрузка в сфере трудовых отношений. Ее основой должно стать переосмысление сложившейся ситуации. Должна быть разработана новая Национальная политика в сфере труда, в которой интересы трудящихся и работодателей будут равны. Только при их реальном и равном партнерстве можно решить острую для страны проблему прогрессирующего неравенства и бедности, а также проблему работающей бедности – когда зарплаты человеку хватает на закрытие только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом.

Необходимость трансформации отношений между государством и обществом, заключения между ними нового общественного договора, решение вопросов социальной справедливости и справедливого распределения национального дохода, отметил в своем выступлении 11 января 2022 года президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев.

Глубинная причина неравенства в сфере трудовых отношений лежит в классическом конфликте Труда и Капитала. В Казахстане сложился институциональный системный дисбаланс приоритетов в сторону Капитала, то есть интересов работодателя, в особенности Транснациональных компаний. В меньшей степени это противоречие проявляется на предприятиях малого бизнеса. И если развитые и социально ориентированные страны ищут и находят пути преодоления этого противостояния, в т.ч. за счет приоритета развития человеческого капитала, то у нас пока нет ясной государственной политики, направленной на выравнивание возможностей двух сторон, и ситуация усугубляется.

Годами копившиеся вопросы низкой заплаты работников, высокого пенсионного возраста для работающих людей с инвалидностью, для шахтеров и металлургов, для граждан с опасными и вредными условиями труда, низкий уровень инвестиций в охрану труда и технику безопасности, невысокий уровень производственной медицины, планомерное ослабление роли профсоюзов и другие факторы – это следствия названной институциональной проблемы.    

Превалирующее соблюдение интересов работодателей и Капитала привело к тому, что на практике все бремя рисков и ответственности в трудовой деятельности (низкие доходы и снижение качества жизни, потеря здоровья и жизни и т.д.) ложится на самих трудящихся и членов их семей. А еще – на государство, которое выплачивает пособия по инвалидности, финансирует инфраструктуру моногородов, программы занятости и т.д. В это время работодатели, в первую очередь ТНК, увеличивают свою маржинальность и максимизируют прибыль.

В этой ситуации профильные государственные органы, ответственные за защиту трудовых прав казахстанцев, демонстрируют слабую позицию, пассивность и выученную беспомощность.

Эти перекосы видны и по экономическим показателям. Доля оплаты труда в ВВП Казахстана, по данным за 3-й квартал 2021 года, составила 31%. В последние пять лет этот показатель устойчиво держится на уровне 30-31%. В 1990 году он равнялся 46,3%. В целом доля оплаты труда в ВВП у Казахстана значительно ниже, чем у стран с сырьевой ориентацией (для сравнения в 2020 году доля оплаты труда в ВВП составила: в Российской Федерации – 46,2%, в Канаде – 52,5%, в Австралии – 48,5%, в Норвегии – 51,1%. В Чехии – 46%, в США – 55,4%).

Низкий уровень заработных плат казахстанцев ведет к высокой доле затрат на питание в структуре расходов. Это траектория бедности и выживания, но никак не качественной полноценной жизни работников и их семей, развития и формирования качественного человеческого капитала. Население с такими характеристики не может быть фундаментом стабильности и модернизационного развития страны.

Так по показателю «Доля в процентах потребительских расходов, потраченных на продукты питания, включая безалкогольные напитки, которые потреблялись дома», рассчитанном Службой экономических исследований Министерства сельского хозяйства США, на основе годовых данных о расходах домохозяйств из базы данных Euromonitor International, по расходам на одного члена семьи, наша страна занимает одно из самых низких мест между Камеруном и Анголой, с показателем 48,7% или 2217 долларов США.  В Российской Федерации этот показатель составил 28,5% или 1300 долларов США, в Канаде – 10,6% (2294 USD), в Австралии – 10,8% (2722 USD), в Норвегии – 11,7% или 2 734 USD. В Чехии – 16,6% (1630 USD), а в США – 7,1% или 2596 USD.   

Обращает на себя внимание, что при высокой доле расходов на питание в процентном выражении (48,7%), в денежном выражении сумма сопоставима с затратами на питание в Канаде и США, что указывает на высокие цены на продукты питания в нашей стране.

Эти цифры подтверждаются данными национальной статистики – доля расходов домохозяйств на продукты питания и безалкогольные напитки в структуре потребительских расходов в Казахстане в 3 квартале 2021 года составила 56,6% и 54% в 2020 году. Для сравнения: в Российской Федерации эта доля составила 33,2% в 2020 году. Добавьте сюда еще обязательные расходы на квартплату – за тепло, воду, электричество, газ и связь. А еще расходы на одежду, на транспорт и прочие. Отметим, что в статистике определяются средние показатели, в жизни доля населения едва сводящих концы с концами выше.

Именно здесь корень бедности населения, его закредитованности, рисков закрепления поколенческой бедности и маргинализации. 

Оборотной стороной бедности стала проблема усиливающегося неравенства, которое подтверждает разница в уровне расходов. Эта разница между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченных казахстанцев в 4-м квартале 2020 года составила 4,7 раза на продовольствие, на непродовольственные товары – 8 раз, а на платные услуги – 5,5 раза. 

Одна из причин неравенства – огромная разница в заработных платах как внутри отраслей, так и межотраслевые диспропорции. Заработная плата производственников в десятки раз может быть ниже заработной платы и различных бонусов «эффективных» менеджеров из нацкомпаний и холдингов!  Актуальна проблема разницы в заработных платах между отечественными и иностранными рабочими и специалистами, выполняющими одинаковую работу.  

Видится, что одни только механические меры не способны дать долгосрочный положительный и устойчивый результат. Простое арифметическое повышение заработных плат обеспечит лишь краткосрочный эффект, особенно в условиях импорта инфляции и растущих цен в мировой и местной экономиках.

Кроме того, результат не способны обеспечить и ситуативные меры работодателей, которые по факту соглашаются на улучшение условий труда и повышение заработных плат только под давлением забастовок трудовых коллективов или реагируя на групповые несчастные случаи с летальным исходом. Деньги сразу находятся, но это никак не результат системной работы с профсоюзами и работниками.

МЗП в ручном режиме поднимает президент страны, но никак не профильные министерства.            

Выступая 21 января на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса, глава государства отметил: «Нужно определить новые правила игры - более честные, прозрачные и справедливые. Как это сделать правильно, какие инструменты использовать, как консолидировать общество и бизнес? Эти и другие вопросы необходимо начать обсуждать уже сегодня».

Депутаты фракции Народной партии Казахстана считают, что приоритетом государственной политики должна стать реальная защита интересов трудящихся казахстанцев и их семей! Принятие новой Национальной политики в сфере трудовых отношений способствует стабильности в обществе и развитию государства, росту МСБ и экономики в целом, вследствие роста доходов и покупательной способности населения. 

Совместно с нашими партнерами – Республиканским объединением профсоюзов «Казахстанская Конфедерация Труда» и от лица их членов – миллиона работающих казахстанцев, в поддержку курса президента страны на построение социального государства, мы предлагаем:

  1. Разработать новую Национальную политику в сфере труда. Для этой цели создать государственную комиссию, в состав которой включить представителей государственных органов, профсоюзов, работодателей и политических партий;
  2. Создать новый политический институт - уполномоченного по трудовым правам, который должен сосредоточиться на защите нарушенных трудовых прав казахстанцев и трудовой справедливости, решая эти вопросы не технически, а принципиально;
  3. Модернизировать институт социального партнерства, через разработку и принятие отдельного закона. Закон должен упорядочить отношения сторон на всех уровнях социального партнерства, расширить сферу их интересов, усилить полномочия представителей работников, определить полномочных представителей работников и в целом повысить роль института социального партнерства в системе институтов гражданского общества;
  4. Реформировать республиканскую трехстороннюю комиссию по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений, наделив ее правами и обязанностями по подготовке и осуществлению генерального соглашения, а также придать ей высокий статус в системе принятия политических решений;
  5. Ратифицировать Конвенцию Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». В соответствии с конвенцией при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  6. Модернизировать систему оплаты труда Республики Казахстан посредством унификации нормативной правовой базы;
  7. Ежегодно индексировать размеры заработных плат в соответствии с реальным уровнем инфляции.
  8. Снизить возраст выхода на пенсию работающих людей с инвалидностью, а также работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
  9. Правительству РК – разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы Министерства национальной экономики РК и Министерства труда и социальной защиты РК – показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни. Разработанные показатели должны стать ключевыми при оценке работы вышеуказанных министерств.

Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»

Е. Смайлов

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Ф. Каменов

Г.  Кулахметов

А. Милютин

А. Паяев

С. Решетников

А. Скакова

И. Смирнова

Оглашен 26.01.2022 г.

suqaida2logo

Последние материалы

© 2022 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS