fbpx

О проблемах Балхаш-Алакольского бассейна Среда, 13 апреля 2022 12:19

Премьер-министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Алихан Асханович!

Международные организации причисляют Казахстан к числу стран, испытывающих растущий водный стресс. Средняя водообеспеченность по стране за последние 20 лет неуклонно снижалась. Одним из самых ярких и тяжелых проявлений нехватки воды стала небывалая засуха в южных и западных   регионах страны в прошлом году, которая вызвала нехватку кормов и массовый падеж скота. К сожалению, тенденция будет сохраняться, и Казахстан может столкнуться с деградацией озерных и речных экосистем, сельского хозяйства, рыболовного промысла и ухудшением экологических условий для жизни людей в целом.

Отечественные ученые годами призывают обратить внимание на водную сферу, и их голос, наконец, услышан – Глава государства Касым-Жомарт Келемевич Токаев внес водную безопасность в политическую повестку на самом высшем уровне.  Однако ряд проблем сохраняется, более того – набирает остроту.

Сегодня мы хотим обратить внимание Правительства на проблемы Балхаш-Алакольского бассейна. Как следует из названия, самые крупные водоемы бассейна – озера Балхаш и Алаколь – не только туристические жемчужины страны, но и важнейший элемент жизни в регионах.

Балхаш-Алакольский бассейн – один из самых крупных и сложных среди существующих в республике восьми бассейнов: здесь большая площадь орошаемых земель (более 600 тысяч га), развитая промышленность, гидроэнергетика, сельское хозяйство.

Площадь территории бассейна составляет около 450 тыс. км2, административно в него входят города Алматы (8 районов), Балхаш и Приозерск, а также Алматинская область (16 районов, 3 города) и отдельные районы Жамбылской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей. 

На территории Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции находится 19 трансграничных рек, 18 из них – из КНР, одна – из Республики Кыргызстан.

Значение бассейна, таким образом, очевидно. Теперь о проблемах.

Первая проблема – управление водными ресурсами бассейна.

ООН оценивает озеро Балхаш как находящееся под угрозой высыхания и как озеро, которое может повторить судьбу Арала.

Изучение состояния бассейна депутатская группа Народной партии Казахстана проводила специально с выездом на место. Половина притока воды в бассейн (41%) приходится на поступление с территории КНР. Основная стокобразующая часть (около 70% площади водосбора бассейна) расположена на территории КНР. Это вопрос переговоров и внешней политики.

Но есть и внутренний аспект. Тут следует начать с того, что главная артерия бассейна озера Балхаш – это река Или. И здесь имеются следующие рукотворно созданные проблемы.

Река Или зарегулирована Капшагайским водохранилищем, которое предназначено для обеспечения водоснабжением г. Капшагай, Шенгельдинского массива орошения, Акдалинского массива орошения, гидроэнергетики и рыбного хозяйства. Причина деградации экосистем Балхаша и реки Или – объем забора воды в Капшагайское водохранилище, которое осуществляет сбросы только в интересах режима работы ГЭС. Капшагайская ГЭС предназначается для сглаживания пиковых нагрузок потребления электроэнергии, для этого, согласно Правилам эксплуатации, разрешаются в зимний период внутрисуточные колебания от 150 м3/с до 750 м3/с. При этом образуется волна, что приводит разрушению берегов реки Или и выноса наносов в дельту.

Далее – то, как используется вода в сельском хозяйстве. На оросительных каналах теряется 40% воды, и при этом не развиваются водосберегающие технологии. Рис – это влагоемкая культура, от которой, возможно не сразу, но нужно отказаться, т.к. не будет в достаточном количестве воды. Его выращивают и у нас, и в Китае, но китайцы по ту сторону границы используют свои разработки – подложки в почве и различные влагосберегающие технологии, уменьшая потери воды. У нас этого нет.

Вторая проблема – контроль над ГТС и состояние контролирующего органа.

Согласно законодательству, на местах вопросами реализации госполитики в области водных ресурсов, а также вопросами контроля над работой водохозяйственных сооружений, безопасности плотин и т. д. занимаются бассейновые инспекции.

Таким образом, Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция отвечает за вопросы бассейна, площадь которого оставляет около 450 тыс. км2 (больше, чем площадь любой области в Казахстане), и где имеется 512 гидротехнических сооружений.

При этом инспекция располагает всего одной автомашиной и штатной численностью специалистов – 18 человек. Невозможно представить, чтобы, например, в органах внутренних дел на целую область приходилась одна машина и меньше двух десятков сотрудников. К сожалению, в водной сфере это обыденная реальность.

При своей малочисленности водные инспекторы еще и не оснащены специальной формой с нагрудным знаком и спецавтотранспортом, как в других инспектирующих уполномоченных органах. 

Для Казахстана одна из насущных проблем – это безопасность плотин. Контроль за ними, как мы отметили, осуществляется бассейновыми инспекциями, которым эти полномочия были переданы от промышленной безопасности МЧС, но переданы без спецтехники, оборудования и специалистов. Сейчас осмотр плотин производится лишь визуально, без анализа устойчивости плотин. Необходимо поэтапно усиливать бассейновые органы управления – это основа управления водой.

Третья проблема – загрязнение озера.

Экологическая угроза высыхания озера вследствие нерационального водопользования усугубляется загрязнением водоема промышленными отходами горно-металлургического комбината.

Более того, согласно изменениям, внесенным в Водный кодекс РК, все энергетические предприятия освобождены от внедрения оборотного водоснабжения. Наличие оборотного водоснабжение уменьшает забор свежей воды из водных источников. Освобождение предприятий от его внедрения означает, что они будут брать больше воды, пригодной для питья и сельского хозяйства, на промышленные нужды, для которых достаточно технической воды. Новый Экологический кодекс также дает длительную отсрочку предприятиям на внедрение НТД, не учитывая уже достигнутые пределы загрязнения.

Исходя из вышесказанного, сегодня мы, депутаты Народной партии Казахстана, по отдельному Балхаш-Алакольскому бассейну предлагаем следующее:

  1. Пересмотреть национальную водную политику: пора принять уже многократно озвученную рекомендацию по разработке полноценной отдельной государственной программы по управлению водными ресурсами, вместо встроенных в национальный проект «Жасыл Қазақстан» отдельных мер по углублению каналов.
  2. Принять, наконец, правовое решение по переходу к полноценной бассейновой модели управления водными ресурсами, с наделением бассейновых органов, включая бассейновый совет, необходимыми полномочиями, административными и финансовыми ресурсами. Важно также включить эти положения в разрабатываемый Водный кодекс.
  3. Со стороны Правительства выделить необходимые ресурсы для усиления Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции. До конца года принять решение по увеличению численности инспекторского состава и оснащению специальной формой с жетоном, а также выделить необходимое количество специального транспорта по аналогии с органами МЧС.
  4. Комитету по водным ресурсам МЭГПР РК и Акимату Алматинской области – довести для выполнения Решение бассейнового совета, чтобы Филиал РГП «Казводхоз» и коммунальные водохозяйственные предприятия своевременно довели до водопользователей информацию по ожидаемому маловодному периоду, до начала вегетации провести разъяснительные работы с сельхозпроизводителями – для корректировки планов по посеву сельхозкультур, для планирования водопользования. А также рассмотреть вопрос сокращения посевов влаголюбивых культур.

Все эти проблемы достаточно известны уполномоченным органам на уровне   Правительства и региона. Мы в Мажилисе неоднократно направляли запросы по проблемам водных бассейнов, но не получили конкретных решений, только формальные отписки. Нам также неизвестно, понес ли кто-либо из госслужащих ответственность за свои служебные промахи и безответственность в водной сфере.

Учитывая растущие проблемы с дефицитом воды и изменением климата, считаем необходимым принять незамедлительные меры. Мы также должны заявить, что в случае невыполнения наших конкретных законных требований, будем вынуждены обратиться к Президенту и добиваться решения озвученных вопросов.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

А. Скакова

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Г. Нугманова

З. Кулахметов

А. Милютин

М. Магеррамов

А. Паяев

Е. Смайлов

И. Смирнова

Оглашен 13 апреля 2022 года

suqaida2logo

Последние материалы

© 2022 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS