fbpx

О недостатках «Программы повышения доходов населения до 2025 года» Среда, 11 мая 2022 11:12

Премьер-министру  

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

Депутатский запрос

Уважаемые Алихан Асханович!

Правительством принята Программа повышения доходов населения до 2025 года. Это очень важный документ, о необходимости которого постоянно говорила наша партия.

По представлению Народной партии Казахстана и по ожиданиям наших избирателей, документ должен стать центром тяжести всей дальнейшей экономической политики. Ведь без роста реального благосостояния граждан программа теряет всякий смысл.

Правительственная Программа очень объемная, включает практически все сферы, какие только можно представить: меры по созданию рабочих мест, поддержки молодежи, вопросы проблемных заемщиков, импортозамещения и жилищно-коммунальному хозяйству.

Фракция «Народная партия Казахстана» отмечает, что во всем этом массиве мероприятий и задач растворилось главное. А главным мы считаем ответ на вопрос, как Казахстану преодолеть огромное отставание в уровне производительности, которое и является ключевой проблемой хронически низких доходов.

В программе не содержится попытки понять эту проблему и выработать системные меры решения.

Фактически мы получили отсылочной документ, который собран из разных программных документов в сфере поддержки бизнеса, обеспечения занятости, развития различных отраслей и регионов.

Во-первых, нет реального анализа доходов населения по секторам и отраслям, причин низких зарплат, предпринимательских доходов, реальной картины распределения прибыли между наемными работниками и владельцами.

Парадокс! В Программе уровень бедности в Казахстане определен 10,6%. Это меньше, чем в среднем по странам ОЭСР. Иными словами, доля бедного населения у нас ниже, чем в клубе самых богатых стран. Так, уровень бедности в Казахстане, если верить программе, на 6,8% ниже, чем в США и на 4,2% ниже канадского.

Если верить этим данным, то непонятно, зачем нам вообще нужна программа повышения доходов. Но чтобы понять реальную ситуацию, достаточно сравнить данные по минимальной, медианной и средней заработной плате, а также доходам на душу населения в Казахстане и странах ОЭСР, и все станет понятно без комментариев.

Во-вторых, отсутствуют четкие цели, понятные обществу. Доля оплаты труда в ВВП – эта не та цель, которая нужна гражданам. Это не более, чем абстрактный макроэкономический показатель.

На наш взгляд, нужно определить, какой уровень доходов мы считаем приемлемым для казахстанцев, к какому уровню мы хотим стремиться, определить критерии казахстанского среднего класса.

Ничего этого в Программе нет, то есть самому населению из нее невозможно понять, как повысятся его доходы.

В-третьих, отсутствует привязка к темпам инфляции, что в условиях казахстанских экономических реалий является обязательным условием. Без учета роста цен определение индикаторов повышения зарплаты становится просто бессмысленным.

Средняя зарплата, по официальным данным, в настоящее время превысила 285 тысяч тенге. Но на эту сумму невозможно приобрести тот объем товаров и услуг, который был доступен еще год назад.

Например, в Программе предусмотрено увеличение средней зарплаты среднего медицинского персонала до 250 тысяч тенге к 2023 году. Но вопрос в том, повыситься ли покупательная способность, и какова будет ее динамика в дальнейшем.

Стипендии студентов вузов предполагается увеличить в 2 раза, магистрантов и докторантов – в 1,5 раза, но все это – к уровню 2020 года.  На начало 2020 года курс составлял 375 тенге за доллар, а сейчас - 440. Соответствующим образом изменился и уровень цен. Поэтому запланированное повышение стипендий является, по сути, символическим.

Мы передаем Правительству возмущение граждан! Казахстанцам не нужно такое повышение пенсий и стипендий, после которого цены в магазинах растут еще сильнее.  Номинальное увеличение выплат ничего не значит без реального увеличения, т.е. без встроенного механизма индексации на уровень инфляции.

В-четвертых, в программе нет главного – механизма перенастройки экономики в пользу высокопроизводительных секторов с высокой оплатой труда. Вместо этого есть большой блок по созданию новых рабочих мест и других мероприятий, фактически, дублирующих различные отраслевые программы. При этом они не решают задачу повышения производительности труда, особенно в самых отстающих отраслях, а также задачу справедливого распределения прибыли.

В итоге мы придем к тому, что к 2025 году мероприятия Программы будут выполнены, госорганы об этом успешно отчитаются. А реально располагаемые доходы населения при этом вырастут незначительно.

В целом принятый Правительством документ, безусловно, необходим, он содержит ряд конкретных действий по повышению выплат, чтобы хотя бы не допустить снижения реальных доходов.

Но в то же время его нельзя признать системным механизмом, способным принципиально изменить ситуацию в сфере доходов населения.

В этой связи фракция «Народная партия Казахстана» считает необходимым приступить к разработке стратегии действий по увеличению уровня благосостояния населения и снижения неравенства в распределении доходов.

Она должна осуществляться при соблюдении ряда обязательных условий:

Первое. Исключение дублирование других документов.

Второе. Серьезное научное обоснование с привлечением ведущих ученых в сфере экономики, трудовых отношений и других областях.

Третье.   Широкое публичное обсуждение и недопустимость кулуарного порядка принятия решений.

Депутаты фракции

«Народной партии Казахстана»

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

Г. Кулахметов

А. Милютин

М. Магеррамов

Г. Нугманова

А. Паяев

А. Скакова

Е. Смайлов

И. Смирнова

Оглашен 11 мая 2022 года

suqaida2logo

Последние материалы

© 2022 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS