Основными целями ДКЗ являются обеспечение занятости и недопущение роста уровня безработицы: создание дополнительных рабочих мест и обеспечение доходов; создание условий для развития инфраструктуры населенных пунктов.
На эти цели государством были предусмотрены и выделены финансовые ресурсы в размере 1 триллиона тенге.
По отчетам Правительства и администраторов программ, по состоянию на 1 января 2021 года ДКЗ обеспечен полный охват всех 88 городов страны и 1 901 сельских населенных пунктов. Трудоустроено 238 903 человек или 99% от плана.
Однако, что же мы видим за этими цифрами?
Из 238 903 человек на постоянное место работы трудоустроено лишь 6 600, что составляет менее 3%. Основная же масса безработных была задействована на непродолжительных сезонных работах, длительность которых порой была даже менее месяца.
Трудоустройство почти трети безработных, прошедших в отчетах администраторов программ, не подтверждается уплатой отчислений в пенсионный фонд.
Создаваемые по ДКЗ рабочие места в основном предназначены для низкоквалифицированных рабочих в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, оставляя за бортом более квалифицированные кадры. Следует отметить, что происходит это вследствие формального подхода администраторов к реализации программы, отдающих предпочтение краткосрочным проектам, не имеющим какого-либо значимого эффекта для развития инфраструктуры. И это также вызывает вопросы к Межведомственной комиссии, которая эти проекты утверждала.
Не могу не затронуть вопрос налоговой отдачи от реализации ДКЗ, так как, согласно данным, налоги, уплаченные в рамках реализованных проектов, составили всего 5,5 млрд тенге, т.е. коэффициент налоговой нагрузки составил менее 1%, что является крайне низким показателем. Налицо все признаки сокрытия доходов.
Непонятно, каким образом идет отбор подрядчиков на выполнение работ. К примеру, по Павлодарской области из 97 субъектов, участвующих в реализации ДКЗ, 82 состоят на налоговом учете в данной области, при этом 42 из них не имеют на балансе каких-либо основных средств (земельных участков, имущественных объектов, транспорта).
В данном случае могу лишь предполагать о возможных финансовых и коррупционных нарушениях.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, прошу Вас принять меры по совершенствованию ДКЗ в части устранения выявленных пробелов и недоработок, в целях их недопущения в текущем году.
Ответ прошу направить в письменном виде, в соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
С уважением,
депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»
Ф.К. Каменов
Ж.А. Ахметбеков
А.О. Конуров
Г.З. Кулахметов
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова
Оглашен 17.02.2021 г.