fbpx

Депутатский запрос А.У.Мамину Среда, 24 февраля 2021 11:44

Премьер-Министру

Республики Казахстан 

Мамину А.У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Мировая пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, усилили кризисные явления в казахстанской экономике и как лакмусовая бумажка, проявили годами нарастающую проблему низких доходов населения – низких заработных плат, пенсий, пособий и выплат лицам с инвалидностью, по уходу за ребенком, многодетным семьям и другим категориям социально-уязвимых слоев населения.

Следствием этого стала прогрессирующая бедность и рост социального неравенства, что ухудшает качество человеческого капитала в стране и несет серьезные системные риски конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Так по оценкам Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2020 году составила 5,7 % увеличившись на 1,4% к 2019 г. Разница в уровне расходов на продовольственные товары между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченными казахстанцами составляет 4,9 раза, на непродовольственные товары – 6,6 раза, а на платные услуги – 5,6 раза.

По информации Всемирного банка, общий уровень бедности в 2020 году в РК составил 14 процентов, увеличившись на 1,5 миллиона человек, что равняется 2,6 миллионам жителей страны. В реальности эта цифра может быть значительно выше.

Суть проблемы кроется в изначально не отвечающих объективным жизненным потребностям населения и существенно заниженных, базовых величинах «Минимальной заработной платы» (МЗП) в размере 42500 тенге и соответственно «Величине прожиточного минимума» для исчисления размеров базовых социальных выплат, в размере 34 302 тенге. Кроме того, занижены «Минимальный размер пенсии» – 43 272 тенге и «Потребительская корзина» включающая всего 43 наименования продуктов, что не покрывает научно обоснованные нормативы питания.

При этом средний размер заработной платы по республике в 2020 г. составил 204 300 тенге, медианная заработная плата – 142 300 тенге.  По факту заработная плата многих работников находится в диапазоне от 60 тыс. до 140 тыс. тенге.

Очевидным и рациональным решением, обеспечивающим рост доходов населения, представляется увеличение базовых расчетных показателей минимум в 2 раза с дальнейшим увеличением МЗП, минимальной пенсии, стипендий, величины прожиточного уровня, выплат и пособий, соответственно до показателя медианной заработной платы.

Необходимо кратно увеличить состав продуктов питания и услуг потребительской корзины.

Годами правительство воспроизводит две мифологемы: что увеличение заработных плат и доходов населения спровоцирует инфляцию и рост цен. И, что денег на это в бюджете нет.

В итоге зарплаты, пенсии и пособия не увеличиваются, население беднеет, а цены, тарифы и инфляция все равно растут с завидным постоянством, что все мы видим по ценникам в магазинах и на рынках, и в квитанциях на квартплату.

Для ответа на вторую правительственную мифологему, достаточно проанализировать отчеты Счетного комитета, министерства финансов, провести ревизию и оценку эффективности государственных программ, компаний квазигосударственного сектора, а также бюджетов местных исполнительных органов. Станет понятно, деньги на реальное увеличение доходов населения есть.

К примеру, по оценке Счетным комитетом «Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы», за последние 10 лет (с 2010 по 2019 годы) объем финансирования мероприятий, направленных на развитие индустриально-инновационной системы в рамках анализируемых программ, составил 5,03 трлн тенге. Отмечено: «Из всех мероприятий Госпрограммы 15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям и др.) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие».      

Также были оценены 7 государственных программ, реализация которых завершилась в 2019 году. (…) 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын. Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20-30 центов. Или многомиллиардное недостроительство LRT в столице.          

В реальности, повышение доходов населения даст положительный мультипликативный социально-экономический эффект – повысится уровень и качество жизни казахстанцев и будет создан платежеспособный спрос, что обеспечит рост малого, среднего и микро бизнеса. А это рост занятости и налоговых отчислений, социальная стабильность.

Приоритетом работы правительства должен стать реальный рост доходов населения, качественное улучшение их жизни и борьба с социально-экономическим неравенством. Что отвечает закрепленному в Конституции РК принципу социального государства, высшей ценностью которого является человек.

Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:

  1. В приоритетном порядке до 4 квартала текущего года увеличить размер Минимальной заработной платы на 100% до 85 000 тенге, с последующем поэтапным увеличением до размера медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  2. До 1 июня увеличить размер потребительской корзины с 43 продуктов до 86, а также количество услуг. В 2022 году продолжить ее увеличение.
  3. До 4 квартала текущего года увеличить размер минимальной пенсии на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  4. До 4 квартала текущего года соответственно увеличить пособия и выплаты в т.ч. для лиц с инвалидностью, многодетных семей, по рождению ребенка и потере кормильца на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  5. Поэтапно увеличить на 100% стипендии.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»

Е.В. Смайлов

Ж.А. Ахметбеков

Ф.К. Каменов

Г.З. Кулахметов

А.О. Конуров

А.А. Милютин

А.М. Паяев

С.Н. Решетников

А.А. Скакова

И.В. Смирнова

Оглашен 24.02.2021 г.

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS