Следствием этого стала прогрессирующая бедность и рост социального неравенства, что ухудшает качество человеческого капитала в стране и несет серьезные системные риски конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Так по оценкам Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2020 году составила 5,7 % увеличившись на 1,4% к 2019 г. Разница в уровне расходов на продовольственные товары между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченными казахстанцами составляет 4,9 раза, на непродовольственные товары – 6,6 раза, а на платные услуги – 5,6 раза.
По информации Всемирного банка, общий уровень бедности в 2020 году в РК составил 14 процентов, увеличившись на 1,5 миллиона человек, что равняется 2,6 миллионам жителей страны. В реальности эта цифра может быть значительно выше.
Суть проблемы кроется в изначально не отвечающих объективным жизненным потребностям населения и существенно заниженных, базовых величинах «Минимальной заработной платы» (МЗП) в размере 42500 тенге и соответственно «Величине прожиточного минимума» для исчисления размеров базовых социальных выплат, в размере 34 302 тенге. Кроме того, занижены «Минимальный размер пенсии» – 43 272 тенге и «Потребительская корзина» включающая всего 43 наименования продуктов, что не покрывает научно обоснованные нормативы питания.
При этом средний размер заработной платы по республике в 2020 г. составил 204 300 тенге, медианная заработная плата – 142 300 тенге. По факту заработная плата многих работников находится в диапазоне от 60 тыс. до 140 тыс. тенге.
Очевидным и рациональным решением, обеспечивающим рост доходов населения, представляется увеличение базовых расчетных показателей минимум в 2 раза с дальнейшим увеличением МЗП, минимальной пенсии, стипендий, величины прожиточного уровня, выплат и пособий, соответственно до показателя медианной заработной платы.
Необходимо кратно увеличить состав продуктов питания и услуг потребительской корзины.
Годами правительство воспроизводит две мифологемы: что увеличение заработных плат и доходов населения спровоцирует инфляцию и рост цен. И, что денег на это в бюджете нет.
В итоге зарплаты, пенсии и пособия не увеличиваются, население беднеет, а цены, тарифы и инфляция все равно растут с завидным постоянством, что все мы видим по ценникам в магазинах и на рынках, и в квитанциях на квартплату.
Для ответа на вторую правительственную мифологему, достаточно проанализировать отчеты Счетного комитета, министерства финансов, провести ревизию и оценку эффективности государственных программ, компаний квазигосударственного сектора, а также бюджетов местных исполнительных органов. Станет понятно, деньги на реальное увеличение доходов населения есть.
К примеру, по оценке Счетным комитетом «Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы», за последние 10 лет (с 2010 по 2019 годы) объем финансирования мероприятий, направленных на развитие индустриально-инновационной системы в рамках анализируемых программ, составил 5,03 трлн тенге. Отмечено: «Из всех мероприятий Госпрограммы 15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям и др.) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие».
Также были оценены 7 государственных программ, реализация которых завершилась в 2019 году. (…) 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын. Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20-30 центов. Или многомиллиардное недостроительство LRT в столице.
В реальности, повышение доходов населения даст положительный мультипликативный социально-экономический эффект – повысится уровень и качество жизни казахстанцев и будет создан платежеспособный спрос, что обеспечит рост малого, среднего и микро бизнеса. А это рост занятости и налоговых отчислений, социальная стабильность.
Приоритетом работы правительства должен стать реальный рост доходов населения, качественное улучшение их жизни и борьба с социально-экономическим неравенством. Что отвечает закрепленному в Конституции РК принципу социального государства, высшей ценностью которого является человек.
Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:
- В приоритетном порядке до 4 квартала текущего года увеличить размер Минимальной заработной платы на 100% до 85 000 тенге, с последующем поэтапным увеличением до размера медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
- До 1 июня увеличить размер потребительской корзины с 43 продуктов до 86, а также количество услуг. В 2022 году продолжить ее увеличение.
- До 4 квартала текущего года увеличить размер минимальной пенсии на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
- До 4 квартала текущего года соответственно увеличить пособия и выплаты в т.ч. для лиц с инвалидностью, многодетных семей, по рождению ребенка и потере кормильца на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
- Поэтапно увеличить на 100% стипендии.
Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»
Е.В. Смайлов
Ж.А. Ахметбеков
Ф.К. Каменов
Г.З. Кулахметов
А.О. Конуров
А.А. Милютин
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
И.В. Смирнова
Оглашен 24.02.2021 г.