fbpx

Депутатский запрос А.У.Мамину Среда, 24 февраля 2021 11:44

Премьер-Министру

Республики Казахстан 

Мамину А.У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Мировая пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, усилили кризисные явления в казахстанской экономике и как лакмусовая бумажка, проявили годами нарастающую проблему низких доходов населения – низких заработных плат, пенсий, пособий и выплат лицам с инвалидностью, по уходу за ребенком, многодетным семьям и другим категориям социально-уязвимых слоев населения.

Следствием этого стала прогрессирующая бедность и рост социального неравенства, что ухудшает качество человеческого капитала в стране и несет серьезные системные риски конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе. Так по оценкам Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2020 году составила 5,7 % увеличившись на 1,4% к 2019 г. Разница в уровне расходов на продовольственные товары между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченными казахстанцами составляет 4,9 раза, на непродовольственные товары – 6,6 раза, а на платные услуги – 5,6 раза.

По информации Всемирного банка, общий уровень бедности в 2020 году в РК составил 14 процентов, увеличившись на 1,5 миллиона человек, что равняется 2,6 миллионам жителей страны. В реальности эта цифра может быть значительно выше.

Суть проблемы кроется в изначально не отвечающих объективным жизненным потребностям населения и существенно заниженных, базовых величинах «Минимальной заработной платы» (МЗП) в размере 42500 тенге и соответственно «Величине прожиточного минимума» для исчисления размеров базовых социальных выплат, в размере 34 302 тенге. Кроме того, занижены «Минимальный размер пенсии» – 43 272 тенге и «Потребительская корзина» включающая всего 43 наименования продуктов, что не покрывает научно обоснованные нормативы питания.

При этом средний размер заработной платы по республике в 2020 г. составил 204 300 тенге, медианная заработная плата – 142 300 тенге.  По факту заработная плата многих работников находится в диапазоне от 60 тыс. до 140 тыс. тенге.

Очевидным и рациональным решением, обеспечивающим рост доходов населения, представляется увеличение базовых расчетных показателей минимум в 2 раза с дальнейшим увеличением МЗП, минимальной пенсии, стипендий, величины прожиточного уровня, выплат и пособий, соответственно до показателя медианной заработной платы.

Необходимо кратно увеличить состав продуктов питания и услуг потребительской корзины.

Годами правительство воспроизводит две мифологемы: что увеличение заработных плат и доходов населения спровоцирует инфляцию и рост цен. И, что денег на это в бюджете нет.

В итоге зарплаты, пенсии и пособия не увеличиваются, население беднеет, а цены, тарифы и инфляция все равно растут с завидным постоянством, что все мы видим по ценникам в магазинах и на рынках, и в квитанциях на квартплату.

Для ответа на вторую правительственную мифологему, достаточно проанализировать отчеты Счетного комитета, министерства финансов, провести ревизию и оценку эффективности государственных программ, компаний квазигосударственного сектора, а также бюджетов местных исполнительных органов. Станет понятно, деньги на реальное увеличение доходов населения есть.

К примеру, по оценке Счетным комитетом «Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы», за последние 10 лет (с 2010 по 2019 годы) объем финансирования мероприятий, направленных на развитие индустриально-инновационной системы в рамках анализируемых программ, составил 5,03 трлн тенге. Отмечено: «Из всех мероприятий Госпрограммы 15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям и др.) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие».      

Также были оценены 7 государственных программ, реализация которых завершилась в 2019 году. (…) 1 тенге инвестиций в основной капитал принес выпуск продукции в среднем в размере 90 тиын. Всемирный банк посчитал мультипликатор бюджетных расходов (агрегированный показатель), который по Казахстану еще в 2015 году оценивался на уровне 0,2 – 0,3 значений. То есть на каждый потраченный бюджетный доллар возвращается в качестве реального эффекта только 20-30 центов. Или многомиллиардное недостроительство LRT в столице.          

В реальности, повышение доходов населения даст положительный мультипликативный социально-экономический эффект – повысится уровень и качество жизни казахстанцев и будет создан платежеспособный спрос, что обеспечит рост малого, среднего и микро бизнеса. А это рост занятости и налоговых отчислений, социальная стабильность.

Приоритетом работы правительства должен стать реальный рост доходов населения, качественное улучшение их жизни и борьба с социально-экономическим неравенством. Что отвечает закрепленному в Конституции РК принципу социального государства, высшей ценностью которого является человек.

Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:

  1. В приоритетном порядке до 4 квартала текущего года увеличить размер Минимальной заработной платы на 100% до 85 000 тенге, с последующем поэтапным увеличением до размера медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  2. До 1 июня увеличить размер потребительской корзины с 43 продуктов до 86, а также количество услуг. В 2022 году продолжить ее увеличение.
  3. До 4 квартала текущего года увеличить размер минимальной пенсии на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  4. До 4 квартала текущего года соответственно увеличить пособия и выплаты в т.ч. для лиц с инвалидностью, многодетных семей, по рождению ребенка и потере кормильца на 100% с последующем поэтапным увеличением в привязке к размеру медианной заработной платы в 2022-2023 годах.
  5. Поэтапно увеличить на 100% стипендии.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»

Е.В. Смайлов

Ж.А. Ахметбеков

Ф.К. Каменов

Г.З. Кулахметов

А.О. Конуров

А.А. Милютин

А.М. Паяев

С.Н. Решетников

А.А. Скакова

И.В. Смирнова

Оглашен 24.02.2021 г.

suqaida2logo

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS