fbpx

Депутатский запрос Е.З.Тургумбаеву Среда, 10 марта 2021 11:18

Министру

внутренних дел

Республики Казахстан

Тургумбаеву Е.З.

Депутатский запрос

Уважаемый Ерлан Заманбекович!

Депутатский запрос фракции «Народной партии Казахстана» касается вопросов обеспечения безопасности на автомобильных дорогах.

Не редко средства массовой информации сообщают о дорожно-транспортных происшествиях с дорог страны, в том числе со смертельным исходом, и это вызывает особую обеспокоенность.

Только за начало марта т.г. произошло ряд ДТП, в том числе со смертельным исходом.

Если за 2019 год произошло 16 614 ДТП, в которых ранено - 22 180 человека, 46,1 % которых госпитализировано  - это 9 818 человек, (из числа раненых 18,4% составляют несовершеннолетние 4 076 человек). Погибло в ДТП - 2 405 человек, из которых 10,2% - 245 несовершеннолетних.

За аналогичный период 12 месяцев 2020 года  произошло 13 515 ДТП, в которых ранено 17 844 человека из которых почти половина 43,7 % госпитализировано - 7 787 человек. Погибло в ДТП – 1 997 человек. Пострадало 2 956 несовершеннолетних, а это 16,6%, а погибло в ДТП 184 несовершеннолетних.

Эти цифры по своему размеры сопоставимы с потерями страны от коронавируса. (В Казахстане от коронавируса с марта по декабрь 2020 года умерли 2 284 человека. От пневмонии с признаками коронавируса с августа по декабрь скончались 503 человека.)

По количеству произошедших ДТП в этой печальной статистике имеется  постоянный лидер город Алматы и Алматинская область, суммарно на них приходится почти 40% всех ДТП.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры в последние годы наметилась определенная тенденция к снижению данной категории происшествий.

Но эти цифры все еще остаются высокими и требуют снижения. Так, по расчетам ВОЗ лучшие страны имеют показатель три смерти, а худшие страны порядка 40 на 100 тысяч населения. Реализованная в Швеции стратегия «Vision Zero», выдвигающая принцип «нулевой терпимости» к смертям на дорогах, позволила ей достигнуть одного из самых низких в Европе показателей смертности от дорожно-транспортных происшествий.

Казахстан в настоящее время имеет показатель около 10,5 смертей на 100 тысяч населения.

Основная масса дорожных происшествий происходят в населенных пунктах, так за 2020 год совершено 10 080 ДТП, что составляет 74,6% от общего количества (за 2019 год – 12 686  ДТП).

Как показывает статистика, смертность из-за столкновений автотранспортных средств, в том числе попутные и боковые составляет 36% от общего числа погибших в ДТП и занимает первое место по количеству летальных случаев. Далее ДТП, связанные с наездами на пешеходов, что около 30%. На долю указанных двух видов ДТП приходится более половины (65%, или 1298 человек) от всех погибших.

Причины аварий на дорогах могут быть разными, как плохие погодные условия, невнимательность водителя и вождение в нетрезвом виде, игнорирование ремней безопасности, техническое состояние транспортного средства, а также переход пешехода не в положенном месте. Но, самая распространенная в стране – это несоблюдение скоростного режима. Из-за превышения скорости, установленной Правилами дорожного движения или дорожными знаками, совершено 3732 ДТП или 27,6% от общего количества ДТП.

По рекомендациям международных экспертов снижение скорости движения в среднем на 5% может привести к 20% сокращению количества ДТП со смертельным исходом.

Для разработки эффективных мер профилактики аварийности на транспорте важно выяснение обстоятельств нарушения правил дорожного движения, т.е. поиск ответа, почему водитель или пешеход нарушили эти правила, и какие причины побудили их пойти на такое нарушение.

Среди факторов, негативно влияющих на безопасность дорожного движения выстроив по нисходящей можно назвать следующие: правовой нигилизм, низкий уровень подготовки участников дорожного движения, недоверие участников дорожного движения к сотрудникам дорожной полиции и отсутствие этических норм поведения среди участников дорожного движения.

К большому сожалению хочется признать, что в настоящее время не малое место в череде ДТП имеют случаи с невнимательностью и нарушением правил дорожного движения пешеходами, а именно хождение по проезжей части в наушниках и увлеченное «местонахождение» в смартфоне при пересечении дороги в неположенных местах.  В таких ситуациях больше всего страдают наши дети.

Ранее проведенные исследования респондентов в возрасте от 15 до 25 лет и выше, обучающихся в школах, колледжах, институтах, университетах и академиях показали, что только 41,2% знакомы с правилами дорожного движения, 34,2% знают только некоторые пункты правил, 10,4% плохо знают, не знают прав 8,8% опрошенных, а 5,4% вообще не ответили на вопрос. Изучением правил дорожного движения самостоятельно занималось 18,5%, ознакомили родители - 29,2 %, изучение правил в школах меньше трети опрашиваемых  - 31,5%.

Развитие необходимой пешеходной инфраструктуры может обеспечить надлежащую безопасность для всех участников дорожного движения, а также работа с подрастающим поколением путем проведения необходимых образовательно-просветительских, культурно-воспитательных мероприятий.

Рассмотрим еще один фактор, влияющий на безопасность, это состояние дорожной инфраструктуры.

Принятие комплексных мер по развитию инфраструктуры дорог позволяет снизить % аварийности, травматизма и фатальных исходов.

 По информации energyprom.kz Казахстан в 2019 году в рейтинге стран по качеству дорог занял лишь 93 место из 141. В рейтинге оценивалось качество дорожного покрытия по всей территории страны, вне зависимости от того, насколько нагружены или задействованы те или иные участки дороги. Максимальная оценка, которая может присуждаться в рейтинге — 7.0, минимальная — 1.0. Средний показатель за 2019 год составил 4.07. В ТОП-3 стран по самому высокому качеству дорог вошли Сингапур, Нидерланды и Швейцария. Из стран СНГ на 92 месте – Армения, на 99 Россия, 112 – Кыргызстан и на 118 Украина.

Зависимость количества ДТП от состояния дорог бесспорна.

Во всем мире на загородные двухполосные дороги обычного типа, имеющие низкие стандарты, чем скоростные магистрали, приходится более половины всех ДТП. Сама конструкция «двухполосок» способна значительно усиливать влияние факторов, провоцирующих аварию. Именно на подобных дорогах такие факторы, как превышение скорости, опасный обгон, гетерогенность и невнимательность участников дорожного движения, ограниченный обзор, различные препятствия на дороге и другие, наиболее полно выражают свою отрицательную роль и приводят к серьезным трагическим последствиям. В том числе аварии связанные с вылетом машины с дороги. Лобовые столкновения представляют собой одну их наиболее тяжелых дорожных проблем на дорогах местного значения.

Во-первых, значительная часть этих дорог изначально были в плохом состоянии из-за не соблюдения минимальных стандартов строительства дорог. В их ряду можно назвать использование некачественных материалов, грубые нарушения технологий строительства дорог, приводящих к быстрому выходу дорог из строя. Сюда же относится не соблюдение требований по ширине, ровности, разметке, освещению, устройству придорожных знаков и объектов. Во-вторых, в силу того, что эти дороги связывают различные населенные пункты с районными и областными центрами, обеспечивая жизнедеятельность сельского населения, по ним осуществляются наиболее частые, хаотичные частные перевозки пассажиров и грузов.

Помимо этого нужно учесть, что на дорогах местного значения слабо осуществляется контроль за соблюдением ПДД, т. к. на них практически нет современных электронных средств контроля.

Кроме этого, нередко дорожные знаки установлены на плохо видимых участках или частично скрыты посторонними предметами (свисающими ветвями деревьев, заборами, столбами освещения, билбордами и т.п.). Нередко можно заметить, что таблоиды (а также другие светящиеся объекты у дорог) излучают схожие со светофорами цвета, введя в заблуждение участников движения.

В Казахстане за обслуживание автомобильных дорог отвечает компания «Казахавтодор», которая передано в доверительное управление частной компании («Арай Ойл»).

На сегодняшний день в Казахстане почти 25 тысяч километров дорог республиканского значения, 4 участках из которых платные (протяженностью 682 км). В 2021 году еще 18 трасс будет платными, а до 2024 года планируется довести протяженность до 11 тысяч километров.

Несомненно, платные дороги предполагают преимущества, как придорожный сервис, хорошее дорожное покрытие, своевременную расчистку и т.д. Автомобилисты вправе требовать для себя лучшие, безопасные условия.

Несвоевременное выполнение правил содержания автодорог и обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, в зимний период создавало неудобство водителям и заторы на платных участках автодорог республиканского значения.

Плохое состояние дорожного покрытия, некачественная и несвоевременная уборка дорог в зимний период от снега и ледяного наката служило дополнительной причиной происходящих ДТП.

Создание комфортных и безопасных условий для жизни граждан одно из направлений в программе Народной партии Казахстана, и в этой связи возникает ряд предложений и вопросов:

Продолжить активную и целенаправленную работу государственными и общественными органам, предприятиями и организациями по повышению правового сознания и правовой культуры граждан, их воспитанию в духе неукоснительного соблюдения ими правил дорожного движения, чтобы вежливое и доброжелательное отношение всех участников дорожного движения друг к другу стало, в конечном итоге, общепринятой социальной нормой поведения.

Усовершенствовать работу аварийных и дорожных служб, повышение качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим которая снизит вероятность инвалидности и страдания выживших в дорожно-транспортных происшествиях.

В целях профилактики и повышения уровня безопасности дорожного движения считаем необходимым установить приборы освещения и контроля скорости на особо аварийных участках автомобильных дорог. Особое внимание обратить на дороги районного и областного значения.

Для снижения ДТП с участием пешеходов в населенных пунктах увеличить количество надземных и подземных пешеходных переходов.

Как продолжается работа по дальнейшей гармонизации отечественного законодательства с международными нормами в области безопасности дорожного движения? В частности, в законодательстве, правоприменительной практике в качестве необходимости обеспечения безусловного равенства прав, обязанностей и ответственности водителей, пешеходов, и всех других участников дорожного движения?

В 2020 году на содержание автодорог республиканского значения предусматривалось более 26 млрд. тенге при потребности 43 млрд или 62% от норматива.

В текущем году запланировано 18 млрд., не отразится ли такое существенное урезание расходов на безопасности дорог и на кармане граждан? Планируется ли расширение льготных категорий граждан по оплате за пользование платными автомобильными дорогами?

На каком этапе находится оцифровка дорог и какие конкретные результаты похвалило это получить? Какие изменения в качестве построенных дорог благодаря этой работе было достигнуто?

Просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ в установленные законодательством сроки.

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

С.Н. Решетников

А.А. Милютин

А.О. Конуров

Ж.А. Ахметбеков

Ф.К. Каменов

Г.З.  Кулахметов

А.М. Паяев

А.А. Скакова

Е.В. Смайлов

И.В. Смирнова

Оглашен 10.03.2021 г.

suqaida2logo

Последние материалы

  • Без газа и без денег
    Без газа и без денег Алматинский областной филиал НПК провел выездной круглый стол в Текели, на котором рассмотрели проблемы газификации…
  • Безопасность превыше всего
    Безопасность превыше всего В Жамбылском областном филиале НПК прошел круглый стол, на котором партийцы, а также представители Управления…
  • «Голос партии» о выборах акимов
    «Голос партии» о выборах акимов Активисты Астанинского городского филиала Народной партии Казахстана провели акцию «Голос партии». Они распространяли среди горожан…
  • Здесь будет город-сад?
    Здесь будет город-сад? Столичный филиал Народной партии Казахстана провел круглый стол «Контроль благоустройства и озеленения в городе Нур-Султан».
  • Инфраструктуру – под общественный контроль
    Инфраструктуру – под общественный контроль Шымкентский городской филиал Народной партии Казахстана провел общественную дискуссию «Проблемы новых микрорайонов Шымкента, в плане…
© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS