Надо сказать, что эту задачу государственные органы должны были выполнять и раньше в течение всех лет независимости государства в рамках поручений Елбасы по переходу от сырьевой направленности нашей экономики к созданию новых переделов в промышленности.
Но сейчас, когда в рамках выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению многие страны с целью противодействия изменению климата в своем развитии взяли курс на максимальное снижение потребления ископаемого топлива, в том числе, нефти, этот вопрос стал особенно острым, поскольку именно экспорт нефти является основным источником доходов государства, а ее добыча обеспечивает занятость населения. Очевидно, что экспорт продукции нефтегазохимической промышленности, как минимум, должен возместить потери государства от экспорта нефти, а ее производство – компенсировать возможные потери рабочих мест на нефтедобыче.
Между тем, вопрос создания нефтехимических комплексов и газопереработки высоких переделов в нашей стране, мягко говоря, идет не слишком удовлетворительно. Поэтому такие прогнозы, как рост поступлений от экспорта нефтегазохимической продукции в 2025 году до 1 млрд., а в 2030 году – до 3 млрд. долларов США представляются чересчур оптимистическими.
И причина сомнений заключается в следующем.
Созданная еще в 2007 году СЭЗ НИНТ (специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк») несмотря на предоставляемые вот уже в течение 13 лет налоговые и таможенные льготы, несмотря на вкладываемые государством и инвесторами средства, не дает сколь-нибудь ощутимых результатов от своей деятельности в виде экспортных доходов от выпускаемой продукции.
Первый крупный завод по выпуску полипропилена планируется запустить только в конце этого года, а завод по выпуску полиэтилена – только в 2026 году. Это при том, что уже сегодня спрос на полиэтилен в мире превышает предложение, а на полипропилен – нет. При этом, есть сомнения в реальности намечаемых сроков выпуска полиэтилена в 2026 году, так как не то, что проекта, а даже задания на проектирование до сих пор нет.
Еще большие сомнения вызывает своевременная реализация проекта по производству циклогексана (который должен быть завершен в 2022 году), так как на сегодняшний день (по прошествии четырех лет реализации проекта) нет даже ТЭО.
В связи с изложенным, уважаемый Роман Васильевич, просим дать ответы на следующие вопросы.
- На чем основываются оптимистические прогнозы по повышению экспорта нефтегазохимической продукции? На основе долгосрочных контрактов по сбыту продукции или на основе запланированных на бумаге намерений по выпуску той или иной продукции?
- Почему так долго, несмотря на многолетние налоговые льготы и привлекаемые инвестиции, нет ощутимых результатов от деятельности СЭЗ НИНТ?
- Насколько реальны запланированные сроки выпуска полиэтилена и циклогексана? Какие меры предпринимает Правительство, чтобы ускорить выпуск этой продукции?
Уважаемый Роман Васильевич!
Просим Вас рассмотреть данный депутатский запрос, отразить позицию Правительства по указанным проблемам и представить ответ в установленные законодательством сроки.
С уважением,
Депутаты фракции
«Народная партия Казахстана»:
Ж.А. Ахметбеков
А.О. Конуров
А.А. Милютин
Ф.К. Каменов
Г.З. Кулахметов
А.М. Паяев
С.Н. Решетников
А.А. Скакова
Е.В. Смайлов
И.В. Смирнова
Оглашен 17.03.2021 г.