fbpx

Депутатский запрос Смаилову А.А. Среда, 14 апреля 2021 10:43

Заместителю

Премьер-министра

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Одним из главных элементов устойчивости финансовой системы страны и экономики в целом, является способность государства, в лице Правительства, качественно и адекватно управлять рисками и возможностями, связанными с государственными внутренними и внешними заимствованиями, государственными поручительствами и гарантиями.

Считаем, что эта сторона деятельности Правительства существенно не дооценена, не доактуализирована и не доисследована, как с точки зрения управления рисками и возможностями, так и, собственно, на всех этапах, связанных с внутренними и внешними заимствованиями, предоставлением госгарантий и поручительств – от этапа планирования и до этапов расходования привлеченных средств и оценки результатов.

Ключевым элементом объективной оценки ситуации с долговой нагрузкой государства, является открытость, прозрачность и подотчетность Правительства, Национального Банка и местных исполнительных органов, своевременное предоставление ими всей необходимой информации в детализированном виде.

К сожалению, именно в этом аспекте имеются существенные проблемы, требующие своевременного решения. К таким выводам приходят в своем исследовании на тему международного финансирования на борьбу с COVID-19 и внешних государственных заимствований эксперты ОФ «Zertteu Research Institute».

Их выводы подтверждаются Счетным Комитетом РК по контролю за исполнением республиканского бюджета в «Заключении к проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2021 – 2023 годы».

Цитата: «Счетным комитетом на протяжении 5 лет обращается внимание на недоработки в ПСЭР в части взаимного влияния отдельных показателей, неучтенность рисков и возможностей, связанных с колебаниями их значений в течение прогнозируемого периода. Наряду с волатильностью курса национальной валюты это существенные риски в исполнении гарантированных государством обязательств, в том числе в иностранной валюте….

Как и прежде, провести более детальный анализ соблюдения ограничений по расходам на обслуживание и погашение долга на прогнозируемый период не представляется возможным, поскольку расходы на погашение займов в нарушение статьи 13 Бюджетного кодекса в проекте бюджета не раскрыты (в разделе «Финансирование дефицита бюджета» не конкретизированы по составляющим: поступление займов через механизм рефинансирования, погашение займов, используемые остатки бюджетных средств).

Без гласности в этих вопросах доверие к устойчивости финансовой системы и способности управлять рисками сведено к минимуму» - конец цитаты.

Анализ ситуации с внешним государственным долгом, гарантиями и поручениями подтверждает эти выводы. Так, по данным Министерства финансов, по состоянию на 1 января 2021 года, государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства составил суммарно 21,5 трлн тенге или 51,2 млрд. долларов США и это по курсу 420,71 тенге за 1 доллар США. Из них внешний долг Правительства 16,39 млрд. долларов США, гарантированный государством внешний долг 1,63 млрд. долларов США, внешний долг по поручительствам государства 68 млн. долларов США.

Фракция Народной Партии обращает внимание правительства и считает, что государство должно избавится от иллюзии показателя 27-ми процентного отношения госдолга к ВВП. Более того, приводятся еще более опасные аргументы – рекомендации международных финансовых организаций и пример стран Европейского союза, где этот показатель составляет 50% от ВВП. Исторический опыт дефолтов стран-банкротов – Греции, Аргентины, Исландии и других, должен быть тщательно изучен Правительством и предостеречь его от ловушки должника.  

Очевидно, что в экономической теории, со времен Адама Смита, экономический оптимизм и кредитование-заимствования неразрывно связаны. Но ключевым условием является опережающий рост экономики и соответственно доходов, позволяющих оплачивать расходы по обслуживанию займов.

Чем обосновывается экономический оптимизм Правительства малопонятно. 

 По оценке Правительства в 2020 году государственный долг составит 29,2% к ВВП, что выше ограничения в 27%, установленного Концепцией новой бюджетной политики. В 2021 его рост прогнозируется до 30,3% году и 30,5% к ВВП в 2022 году. 

Суммарные расходы на обслуживание и погашение правительственного долга, составляющего 81% государственного долга, вырастут с 1,531 трлн. тенге в 2020 году до 2,026 трлн. тенге в 2021 году, с дальнейшим увеличением до 2,74 трлн. тенге в 2025 году. Это в разы превышает бюджет развития, а также ограничения долговой нагрузки на бюджет (15%), установленные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда.

В свою очередь расходы на обслуживание и погашение правительственного долга к доходам республиканского бюджета вырастут с 12,9% в 2019 году до 18% в 2021 году, до 20,6% и 23% в 2022 - 2023 годах соответственно. При условии сохранении прогнозируемой динамики. А без учета трансфертов из Национального фонда уровень долговой нагрузки превысит пороговый уровень почти вдвое и достигнет в 2021 году – 26,7%, в 2022 году – 25,9%, а в 2023 году достигнет своего максимального исторического значения в 28,3%.

В качестве конкретного «опыта» внешнего заимствования, обращает на себя следующий пример: в бюджете на 2021-2023 годы, представлена статья расходов по программе 011 «Выполнение обязательств по государственным гарантиям». Расходы в сумме 709,8 млн. тенге на 2021 год. Цель бюджетной программы: погашение гарантированного государством долга за неплатежеспособных заемщиков.

Данные расходы предназначены на завершение обязательств перед кредитором по кредитной линии Королевства Испании, по займу АО «Астана Горкоммунхоз» в целях улучшения экологической обстановки и утилизации отходов столицы, в соответствии с постановлением Правительства РК от 28 февраля 2001 года №293 «О привлечении Государственным коммунальным предприятием «Горкоммунхоз» средств негосударственного внешнего займа под государственную гарантию Республики Казахстан» в сумме 19 660 000 долларов США.

Предприятия этого сегодня уже нет. О состоянии экологической обстановки и утилизации отходов лучше спросить у жителей столицы, насколько они удовлетворены и довольны.

Или государственный долг, на внедрение социального медицинского страхования. Министерством здравоохранения РК привлечен займ Всемирного Банка общей стоимостью 90 миллионов долларов США, на период с 2016 по 2021 годы. Свою неэффективность и полное несоответствие запросам казахстанцев, система ОСМС продемонстрировала в прошлогодний пик пандемии Covid-19 и продолжает демонстрировать и по сей день.  

Возникают резонные вопросы и выводы: где эффективность и реальные результаты для казахстанцев от этих долгов, которые еще предстоит отдавать новым поколениям жителей страны? И после таких вот «затрат», Правительство отвечает, что денег нет, на повышение доходов населения – зарплаты бюджетников, пособия по уходу за детьми, для лиц с инвалидностью, пенсии и стипендии! Их и не будет, если отдавать долги за кредит 2001 года за ликвидированное предприятие и не решенные вопросы!

В период пандемии COVID-19 правительство страны оформило два займа у Азиатского банка развития на сумму 1,5 млрд. евро.

Согласно соглашения главная цель этих займов – «предоставление налогово-бюджетного стимулирования, включая смягчение серьезного негативного влияния пандемии COVID-19 на здоровье, доходы и экономические возможности». Общие фразы.

В рамки Программы входит реализация:

  1. a) мер политики здравоохранения Заемщика против COVID-19 по борьбе с распространением пандемии;
  2. b) мер по социальной защите и восстановлению занятости для смягчения влияния на бедных и уязвимых и дестабилизации бизнеса и занятости;
  3. c) мер экономического стимулирования Заемщика. Более подробное описание Программы содержится в Письме о политике развития.

Но, в открытом доступе отсутствует информация о политике развития, как и сам план расходования средств полученного займа.

Все это актуализирует вопрос о прозрачности и обоснованности решений по необходимости привлечения государством международных займов, предоставления государственных гарантий и поручительств. Надо ли занимать? И на каких условиях? И как тратятся заемные средства? Насколько эффективно? Какой конкретный качественный результат они дают? Отдельной комплексной проработки требует вопрос внутренних государственных займов.

При этом крайне актуальным остается вопрос неэффективного планирования и нарушений при расходовании бюджетных средств. По информации Счетного Комитета об основных результатах работы за 2020 год, было проведено 18 аудиторских и экспертно-аналитических мероприятий, аудитом было охвачено более 47 трлн. тенге. Зафиксирован рост в 1,5 раза нарушений, связанных с неэффективным планированием и использованием бюджетных средств до 1,8 трлн. тенге, а финансовых нарушений – в 2 раза до 81 млрд. тенге. Зачем государству занимать под проценты, если имеются внутренние резервы, скрытые в эффективном расходовании бюджетных средств?

Статьи 201, 204 Бюджетного кодекса, публикации Министерства финансов и Национального банка, не обеспечивают открытости и прозрачности процесса принятия решения о привлечении государственного долга, его расходования и реальных достигнутых результатов.

Публикуемая информация содержит только агрегированные данные о состоянии государственного долга и суммах, выплаченных для его обслуживания, и не обеспечивает прозрачность информации об использовании займов.

В правилах представления отчетности по государственным внешним займам и софинансированию из республиканского бюджета есть требования к формированию отчетов, но нет требований к их публикации.

Фактически информация закрыта как от других государственных органов, так и от гражданского общества.

Отсутствует практика публичных обсуждений о необходимости внешних займов, консультаций с гражданским обществом и экспертным сообществом.

В целом, такая ситуация абсолютно не отвечает интересам устойчивого развития страны, экономики и общества.  

Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:

  1. Разработать и формализовать государственную Стратегию управления государственным долгом (внешним и внутренним).
  2. Разработать четкие процедуры по обеспечению прозрачности и открытости от этапа планирования привлечения займов, предоставления госгарантий и поручительств, до этапов расходования привлеченных средств и оценки их качественных результатов;
  3. Внести изменения в НПА, с указанием четких критериев детализации информации о планировании привлечения, расходовании средств по предоставленным займам, включая его обслуживание, госгарантиями и поручительствам, количественных и качественных показателей результатов их использования.
  4. Утвердить требования к их своевременной и полной публикации в отрытых источниках.
  5. Институционализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений на всех этапах привлечения займов, предоставления госгарантий и поручительств.
  6. Обеспечить жесткий контроль над расходованием займов, средств по предоставленным госгарантиями и поручительствам, со стороны компетентных и специальных государственных органов, общественности и СМИ.

С уважением,

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Е. Смайлов

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

А. Скакова

А. Милютин

Ф. Каменов

Г. Кулахметов

А. Паяев

С. Решетников

И. Смирнова

Оглашен 14.04.2021 г.

suqaida2logo

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS