fbpx

Депутатский запрос Тугжанову Е.Л. Среда, 21 апреля 2021 10:14

Заместителю

Премьер-министра

Республики Казахстан

Тугжанову Е.Л.

Депутатский запрос

Уважаемый Ералы Лукпанович!

В феврале 2015 года Казахстан ратифицировал «Конвенцию о правах инвалидов», принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 2006 года.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми гражданами с инвалидностью всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для реализации положений Конвенции в 2019 году был разработан и принят «Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года». Как отмечается в Национальном плане, «современная глобальная парадигма заключена в переходе от традиционного понимания ограниченных возможностей здоровья к более сложному синтезу индивидуальных отличий и универсальных прав в аспекте качества жизни».

Государством предпринимается ряд мер, направленных на защиту прав и интересов лиц с инвалидностью.  Вместе с тем, вне фокуса внимания остается актуальный вопрос работающих лиц с инвалидностью, а именно снижения для них пенсионного возраста. Этот вопрос никак не отражен в Национальном плане.

Сегодня, по информации Министерства труда и социальной защиты РК, из общего числа 600,4 тысячи взрослых казахстанцев с инвалидностью численность работающих инвалидов составляет 85 472 человека, из них:

- в возрасте 18-28 лет – 6 997 человек (в т.ч. 1 группы – 219 человек, 2 группы – 1 222 человек, 3 группы – 5 556 человек);

- в возрасте 29-44 лет – 25 886 человек (в т.ч. 1 группы - 933 человек, 2 группы – 5 427 человек, 3 группы – 19 526 человек);

- в возрасте от 45 лет до пенсионного возраста – 49 989 человек (в т.ч. 1 группы – 1 241 человек, 2 группы – 11 818 человек, 3 группы – 36 930 человек);

- пенсионного возраста – 2,6 тысячи человек.

В основном работают лица с инвалидностью, имеющие 3 группу, их насчитывается 62 012 человек, меньше – имеющих вторую группу (18 467 человек) и еще меньше – с первой группой инвалидности (2 393 человека).

Из общего числа работающих инвалидов насчитывается 51 744 мужчин, женщин – 33 750.

Во «Всемирном докладе об инвалидности», подготовленном Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком, одной из ключевых рекомендаций является необходимость получать консультации людей с инвалидностью и активно привлекать их к разработке и осуществлению политики и законодательных актов, оказанию услуг. Никто не знает так, как они, всех сложностей своего положения и проблем инвалидности.

Во время встреч депутатов фракции НПК с людьми с инвалидностью, их организациями, одним из главных и часто поднимаемых вопросов является снижение пенсионного возраста для них.

Как видно из статистических данных, для более 85 тысяч казахстанцев с инвалидностью это крайне актуальный вопрос. Особенно для 50 тысяч из них в возрасте от 45 лет до предпенсионного возраста.

Учитывая, что в настоящее время принимается ряд государственных мер, направленных на стимулирование занятости лиц с инвалидностью, актуальность вопроса будет только расти.

Обеспечение занятости и вовлечение лиц с инвалидностью в трудовую деятельность, создание для них полноценных и качественных условий жизни, безусловно, важное направление работы. Но также очевидно, что необходимо учитывать и физиологическое состояние, показатели здоровья взрослых лиц с инвалидностью. С возрастом болезни и дисфункции организма, инвалидизация усиливаются и людям с инвалидностью становится сложно работать до 63-летнего возраста. Испытывая затруднения со здоровьем и нагрузки на организм, они продолжают работать, так как мизерное пособие по инвалидности не позволяет обеспечить качественный уровень жизни. Также многие инвалиды 3 группы вынуждены работать для получения большего размера пенсии. Не работая до выхода на пенсию, они могут рассчитывать только на минимальный размер пенсии.

Эта ситуация никак не отвечает целям «Конвенции о правах инвалидов» и «Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года», провозгласивших своими целями повышение уровня жизни и защиту прав лиц с инвалидностью, в том числе права на достойную старость.

Вместе с тем, есть лица с инвалидностью, способные работать и до пенсионного возраста, и после, но таких меньшинство. Их можно отнести к занятым в интеллектуальной сфере деятельности. А, например, в сельской местности будет преобладать физический труд.

Конечно, вопрос снижения пенсионного возраста для лиц с инвалидностью должен решаться комплексно, учитывая такие факторы, как группа инвалидности, состояние здоровья, диагноз и заболевание, характер труда и т.д. Но средний возраст выхода на пенсию для них должен быть в районе 55 лет, по аналогии с многодетными матерями.

Отдельной проработки требует механизм пенсионного обеспечения людей с инвалидностью, вышедших на пенсию. Включающий в себя обязательный фиксированный и гарантированный государством компонент, например, в виде выплачиваемого на сегодня пособия по инвалидности и дополнительной пенсионной части. Реальность такова, что люди с инвалидностью несут значительные дополнительные расходы на медицинские услуги и уход, нуждаются во вспомогательных устройствах. Из-за этого лица с инвалидностью и их семьи больше подвержены риску бедности, чем граждане без инвалидности с такими же доходами.

Мера по снижению пенсионного возраста для лиц с инвалидностью не должна ограничивать право на труд и после выхода на пенсию, но в первую очередь, она должна обеспечить им право более раннего выхода на пенсию – реализацию их права на здоровье и достойную старость.

Также важными вопросами, требующими своего решения, являются вопросы наличия, полноты и доступности статистических данных о людях с инвалидностью и наличия научных исследований по проблемам инвалидности и обоснованных методик, на основании которых принимаются государственные решения в этой сфере.

На сегодня такой информации нет. В процессе подготовки данного депутатского запроса ни Министерство труда и социальной защиты, ни Министерство здравоохранения, ни Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК не смогли предоставить информацию о средней продолжительности жизни лиц с инвалидностью в РК, ввиду отсутствия таковой. В открытом доступе также нет материалов исследований.

Возникает вопрос – каким образом Министерство труда и социальной защиты РК определяет эффективность политики, мер и бюджетных расходов, направленных на лиц с инвалидностью?

Практики надлежащего и эффективного государственного управления говорят о том, что результативные управленческие решения могут приниматься только на основании достоверных и разнообразных данных, характеризующих область или сферу управления, а также научно обоснованных выводов и рекомендаций. У Министерства труда и социальной защиты РК мы таких подходов не наблюдаем. 

Депутаты фракции Народной партии Казахстана предлагают:

  1. Правительству РК – снизить пенсионный возраст для лиц с инвалидностью.
  2. Министерству труда и социальной защиты РК, Министерству здравоохранения РК, Министерству национальной экономики, Министерству финансов РК, с обязательным участием организаций лиц с инвалидностью разработать четкие критерии снижения и определения возраста выхода на пенсию лиц с инвалидностью (с учетом группы инвалидности, состояния здоровья, заболевания, характера труда и т.д.). А также механизм пенсионного обеспечения, учитывающий и отвечающий интересам лиц с инвалидностью.
  3. Министерству труда и социальной защиты РК, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК – определить и обеспечить сбор достоверных статистических данных о лицах с инвалидностью, в т.ч. о средней продолжительности жизни в разрезах пола, группы инвалидности, сфере занятости и т.д. Обеспечить процесс сбора данных современной методологией, соответствующей международным подходам и практикам. Данные должны быть стандартизированными и международно-сопоставимыми для проведения сравнения с нормативными показателями и оценки прогресса принимаемых мер и затраченных бюджетных средств в области инвалидности, а также имплементации и применения «Конвенции о правах инвалидов» и достижения целей и задач «Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года».
  1. Министерству труда и социальной защиты РК, Министерству здравоохранения РК, Министерству образования и науки РК – разработать план необходимых научных исследований по проблемам инвалидности, в том числе о воздействии различных факторов (окружающая среда, инфраструктура, социальная сфера, медицина, меры государства и т.д. ). Разработать научно обоснованные методы измерения влияния этих факторов в первую очередь на качество жизни, эффективность госпрограмм и предоставляемых услуг и пр. Сформировать пул научных сотрудников, специализирующихся на проблемных вопросах инвалидности.
  2. Правительству РК – внести доработки в «Национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года» в части пенсионного обеспечения лиц с инвалидностью, сбора статистических данных и научного исследования вопросов инвалидности, разработки индикаторов эффективности работы Министерства труда и социальной защиты РК в сфере инвалидности.
  3. Внести вопрос снижения пенсионного возраста людей с инвалидностью в разрабатываемый Социальный Кодекс.

С уважением,

Депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»:

Е. Смайлов

А. Конуров

Ж. Ахметбеков

А. Скакова

А. Милютин

Ф. Каменов

Г. Кулахметов

А. Паяев

С. Решетников

И. Смирнова

Оглашен 21.04.2021 г.

Последние материалы

© 2021 Қазақстан Халық партиясы. Барлық құқықтар қорғалған.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS